"Куда идти учиться, если интересует современный театр?" — сакраментальный вопрос, встающий перед всеми, кто хочет не просто выходить на сцену и изображать условную Аркадину, но работать на стыке театра и инсталляции, театра и социального исследования, театра и хэппенинга etc. Будем честны: в Украине, по крайней мере, в официальном поле, такой возможности не наблюдается. Причем не наблюдается для всех — режиссеров, драматургов, сценографов, исполнителей, теоретиков.
Так вышло в первую очередь потому, что украинские ВУЗы вообще не рассматривают театр как практику, граничащую с вышеуказанным (перформанс, методы журналистского расследования, контемпорари арт), и продолжают по-старинке подавать театр как плацдарм для трактовки пьес.
Yabl собрал 5 заведений, разбросанных по всему миру, где практикуют оригинальный подход к изучению театра.
Об этом месте лучше всего говорят имена его лекторов-хедлайнеров и создателей курсов: это Ханс-Тис Леман и Хайнер Геббельс, Бояна Кунст и Марина Абрамович, Раби Мруе и Хельга Финтер.
Хайнер Геббельс
Первый в этой линейке, соавтор концепции института, написал нашумевший "Постдраматический театр", который ученых взбесил своей непоследовательностью, а поэтов порадовал точностью и новизной языка. Второй, нынешний руководитель института, — автор идеи "театра без актера", или даже круче — "театра без человека", которая вылилась в книгу "Эстетика отсутствия".
Об остальных лучше погуглить — послужной список слишком большой.
Особенностью местной нонконформистский школы стало то, что здесь принципиально не разделяют "теоретиков" и "практиков". Любой теоретик должен быть способен написать и воплотить свой проект, а любой практик — унылый изобретатель велосипедов без умения чувствовать контекст, концептуализировать свое творчество и рассуждать о перспективах искусства.
Группа Gob Squad, известные выпускники Института прикладного театроведения
Как неслыханную особенность можно назвать и то, что на условного перформера (а это магистратура!) в Гессене берут без серьезной привязки к "корочкам", работам, регалиям. Подход этот проистекает из глубокого убеждения создателей: уколы "чужеродных" дисциплин современному театру только на пользу. Так что, если полжизни ты был столяром, но блестяще сдал творческий тест — добро пожаловать в ряды режиссеров!
Вы хотели возразить "а при чем тут Абрамович, если речь идет все-таки о театре?" Дело в том, что перформанс, который превратился в конвейер вышколенных "правильно" и похожих друг на друга практик, оброс рядом упражнений и повторяемых сценариев именно так, что стал театром.
Марина Абрамович с макетом здания института
Даже само создание института художница подала как интригующую затею, за драматургией которой нужно следить: средства на "мекку мирового перформанса" собирались на Kickstarter, в результате от физического помещения отказались, а деньги решили не возвращать.
Не знаю, как на этот счет обстоят дела с совестью у самой Абрамович, но предлагаю посмотреть на ее школу так: это уникальный шанс прикоснуться к божеству (учатся здесь именно по авторскому методу Марины), посмотреть, как театр работает с телесностью, увидеть, как на практике оживают слова вроде "эмерджентность", "самореференциальность" ("автореферентность" в других переводах), "реляционность".
От слов, которыми я выругалась в предыдущем абзаце, переходим прямо к их создателю. Главное сокровище Свободного университета в Берлине (если говорить о специальности "театроведение, культурология") — Эрика Фишер-Лихте. Наверно, не стоит уже в сотый раз упоминать, что именно она написала "Эстетику перформативности", но можно еще раз упомянуть, чем именно книжка взорвала театральный ландшафт. Именно здесь немецкая театроведка впервые предложила сшить театр и перформанс, показав, как много общего в их природе, и как без инструментов последнего мы не в состоянии понять, что происходит на экспериментальной сцене сегодня.
Свободный университет Берлина
При этом островок, возглавляемый Фишер-Лихте в Берлине, и островок под руководством Геббельса и Лемана в Гессене — открытые антагонисты, каждый из которых активно "топит" за свою концепцию в качестве главного рецепта современности.
Театроведческое отделение Свободного университета в Берлине
Да, как отдельный образовательный организм хочется вписать Электротеатр "Станиславский" в Москве. Здесь сразу сочетают и закрытую лабораторию, в которую нужно поступить, и доступный любому неофиту, хоть и не стесняющийся профессионального языка открытый лекторий, попасть на который может каждый.
Мероприятие Школы зрителя в фойе Электротеатра
"МИР" расшифровывается как "Мастерская индивидуальной режиссуры" и занятия здесь ведутся в ключе концепции "новопроцессуального театра" самого Юхананова (можно рассматривать как еще один претенциозный рецепт). "Электротеатр" в этом плане вообще идеальная экосистема: одни обсуждают новопроцессуальный / постдраматический / экспериментальный театр, а другие как раз его и делают, подливая масла в огонь.
PostPlay — один из первых в волне независимых театров после 2013/14, которые уверенно задекларировали свою связь со всем, что на театр не похоже: тут исследуют вербатим и док, наконец, перформанс, работают с живыми интервью. Их второй набор Школы режиссуры для нережиссеров нацелен именно на подобное: как шире понимать театр, как добиться синтеза театрализации и живого материала.
Перформанс "Не є предметом мистецтва" Школы PostPlay
Если вас тошнит от бытового психологизма и вы ищете что-нибудь необычное среди киевских студий — возможно, это именно ваш вариант.