Большинство ведущих драматических театров столицы уже составили планы премьер на текущий год. У одних они расписаны конкретно и подробно, у других очень приблизительно. Одни предпочитают украинскую классику позапрошлого века, другие ориентируются на современность. В одних что-то меняется, в других все остается по-прежнему.
Что было. Обе ключевые премьеры прошлого года, «Лымеривна» Ивана Урывского и «Verba» Сергея Маслобойщикова, поставлены по классическим текстам украинской литературы (соответственно по Панасу Мирному и Лесе Украинке), в оформлении обеих доминировали натуральные материалы (в первом сено, во втором дерево), в обоих спектаклях были примечательные актерские работы (в «Лымеривне» Татьяны Михиной и Виталия Ажнова, в «Verbе» Христины Федорак и Ивана Шарана).
Что будет. Конечно, непременная украинская классика, причем наверняка в оригинальном прочтении, потому что «Украденное счастье» Франко ставит сам Дмитрий Богомазов, а «Энеиду» Котляревского – тот же Иван Урывский. Также в планах «франковцев» классика мировая: Юрий Одинокий, чьих премьер мы заждались, работает над «Сирано де Бержераком» Ростана, а опять же Урывский, ставший в последние годы чуть ли главным театральным ньюсмейкером страны, до конца сезона должен закончить «Трамвай желание» Теннеси Уильямса. Одной из самых интересных столичных премьер года обещает стать «Крум» Ханоха Левина в постановке Давида Петросяна.
Что было. После того как к руководству театром пришли Стас Жирков и Тамара Трунова, «Левый берег» начал медленно, но неуклонно обновляться. Пока Жирков ограничивал свои амбиции Малой сценой, на которой он поставил «Класс» для молодых и «Альбатросов» для корифеев; там же Александр Середин сделал странненькую «Романтику» по Хвылевому. Премьеры Большой сцены – «ГолохвастOFF» Анастасии Осмоловской, «Гарантия два года» Труновой, «Токсины» Алексея Лисовца – вызвали оценки не только хорошие, но и разные.
Что будет. В планах «левобережцев» почти сплошь современная драматургия. Уже 1-2 февраля на Малой сцене покажут очередную премьеру Жиркова – «13 первых правил» по пьесе белоруса Дмитрия Богославского. В начале марта Трунова представит там же моноспектакль «Все лучшие вещи» по Дункану Макмиллану с Олесей Жураковской, а еще один белорус Евгений Корняг поставит на Основной сцене «Алкоголь» по Павлу Арье, сделанный в традиции физического театра.
Любопытно, что драматурги с режиссерами в Театре на левом намерены меняться ролями. В мае еще один моноспектакль, «Маленький принц» по Сент-Экзюпери, выйдет в постановке Павла Арье, а к октябрю упомянутый выше как автор текста Богославский уже в качестве режиссера выпустит спектакль «Человек из…» по пьесе Арье. Финальный аккорд сезона – «Пьяные» Ивана Вырыпаева в постановке Жиркова. Это будет первая премьера нового худрука на Основной сцене театра.
Что было. Чего там только не было. С одной стороны, обаятельный «DreamWorks» Петросяна по Вырыпаеву, помпезная булгаковская «Зойкина квартира» Максима Голенко и симпатичная камерная «Шинель» Валерии Федотовой – обе с великолепным Романом Халаимовым. По другую сторону эстетических баррикад расположились спектакли худрука театра Виталия Малахова: неудачная попытка осовременить классику в «Хіба ревуть воли, як ясла повні?» по Панасу Мирному, посредственные курковские «Серые пчелы» с Богданом Бенюком в амплуа, прости господи, героя-любовника и совсем уж несуразный «ОБЭЖ» по Нушичу со стойким запахом нафталина.
Что будет. Ближайшая премьера – «Каменный гость» (29 февраля), конечно же, по Лесе Украинке, а не по Пушкину, причем режиссер спектакля – вы не поверите! – снова основной герой этой статьи Иван Урывский, а в главной роли, само собой, Роман Халаимов. Кроме того, в планах театра «Навигатор» Лаши Бугадзе (режиссер Тамара Трунова), «Механический апельсин» Энтони Берджесса (режиссер Автандил Варсимашвили), «Костюмер» Рональда Харвуда (режиссер Виталий Малахов) и «Калека с острова Инишмаан» Мартина Макдонаха (режиссер Сергей Павлюк).
Что было. Театр им. Леси Украинки остается главным оплотом консерватизма и при этом – вернее, благодаря этому – постоянно собирает аншлаги. Из премьер 2019-го в Русской драме выделялась трагедийная «Фальшивая нота» Михаила Резниковича и Кирилла Кашликова по Дидье Карону, посвященная теме Холокоста и запоздалого возмездия.
Что будет. Здесь тоже выпустят «Калеку с острова Инишмаан», только уже 28 февраля и в постановке Кирилла Кашликова. Возможно, до конца сезона корифей литовского и советского театра Йонас Вайткус, не так давно со скандалом отстраненный от работы со студентами Литовской академии музыки и театра, успеет подготовить спектакль по произведениям Маяковского. В июне-июле на Новой сцене и на Сцене под крышей могут появиться лабораторные режиссерские работы актеров театра.
Что было. Премьер в Молодом за год набирается больше десятка. Самыми интересными стали «Медея» Олега Липцына по Еврипиду с роскошной заглавной ролью Екатерины Кистень, «Саломея» Владимира Борисюка по Уайльду, которой на Камерной сцене было явно тесновато, и пластический «Остров любви» Александры Меркуловой по мотивам рассказа Марко Вовчок. На Основной сцене Владимир Новиков поставил популярную «Ловушку» Робера Тома. На Микросцене с переменным успехом стажировались молодые.
Что будет. Приблизительно то же самое. 14 февраля худрук театра Андрей Билоус покажет очередную гоголевскую «Шинель» (их в Киеве теперь как минимум три), причем главную роль исполнит Станислав Боклан, который похож на Акакия Акакиевича еще меньше, чем Бенюк на ловеласа. Из приглашенных режиссеров в очередной раз отметим Тамару Трунову: на июнь запланирована премьера ее «Парикмахерши» по пьесе россиянина Сергея Медведева. Продолжится работа в рамках проекта «Мастерская Молодого. Драматург»: на Микросцене покажут премьеры, созданные авторами и постановщиками, чьи имена вам пока ничего не скажут.
Что было. С появлением Сцены 77 Театр оперетты перестал ассоциироваться исключительно с опереттами да мюзиклами. В зале под крышей теперь ставят экспериментальные спектакли типа «Оркестра» Анны Горянской по Жану Аную, где женские роли исполняют дородные мужики в белых платьях с воланами. В 2019-м в Оперетте появились два хита: один для широкой публики на Главной сцене («Белая ворона» Юрия Рыбчинского), другой для продвинутой на Сцене 77 («Пенита. Опера» Татьяны Киценко), причем оба поставил Максим Голенко.
Что будет. 19-20 марта на Главной сцене состоится премьера мюзикла «Дориан Грей» по мотивам романа Уайльда. Оперетта продолжит сотрудничество с Голенко, который собирается ставить мюзикл по четырем операм Моцарта. Также в планах инклюзивный проект португальского режиссера Руи Мадейры – спектакль по пьесе Мориса Метерлинка «Слепые».
Что было. По большому счету, ничего особенного, кроме неординарной пластической драмы «Кураж» по мотивам пьесы Брехта в постановке Алексея Скляренко.
Что будет. 31 января состоится премьера Артура Артименьева для детей от 10 лет «Мальчик из консервной банки» по книге Кристине Нестлингер, а в мае выйдет еще одна работа Артименьева – «Спящая красавица». В апреле худрук театра Виктор Гирич выпускает бродвейскую комедию для взрослой публики «Одолжите тенора, или Звездный час» по Кену Людвигу. В конце сезона обещают «Синдбада» Максима Михайличенко. Говорят, над новым спектаклем работает Олег Мельничук (вот это уже действительно интересно), но над каким именно, пока не рассказывают.
Что было. Все премьеры «Золотых» минувшего года – «Отелло/ Україна/ Facebook» Стаса Жиркова, «Бери од жизні всьо» Татьяны Губрий и «Miłość/ Любов» Миколая Миколайчика – сделаны приблизительно в одной и той же манере: то с уклоном в буффонаду, то с акцентом на социальной сатире, то с преобладанием хореографической эксцентрики.
Что будет. 14-15 февраля Елена Апчел ставит «Семью патологоанатома Людмилы» Павла Арье. Задуман проект литовской постановщицы Андры Кавалиускайте, посвященный теме ранней беременности и абортов, но это еще не точно. Запланирована премьера украинского режиссера, но пока непонятно, какая и кого.
Что было. В 2019-м здесь в жанре вербатима переосмысливали «Наталку Полтавку», ставили «Гамлета» с женщиной в заглавной роли, не по-детски интерпретировали жизненный путь Пиноккио и переносили на сцену прозу Жадана («Поколение пепси»).
Что будет. Вроде бы в театре намечаются премьеры Дмитрия Костюминского и Дмитрия Захоженко, но конкретной информации пока нет.