Мы привыкли говорить, что не судим о незнакомце, пока не узнаем его получше. Хотя самое сложное, что нас ждет во время «узнавания» — это попытки переписать стойкое первое впечатление о нем. Такое вам сообщит таинственный и низкий мужской голос, слегка косящий под гротескного «владыку» из «Пилы» ближе к финалу «Рентгена» — то ли иммерсивного спектакля, то ли сеанса домашнего психоанализа, то ли квест-комнаты, в которую вы пришли не со своими друзьями. Вряд ли вопрос строгой видовой классификации всерьез кого-то волнует сегодня, во времена, когда речь идет не о капсульном прогрессе драмы/ медиаарта/ перформанса, а о разных неконкурентных форматах производства субъективности. Куда важнее то, какой опыт участник экспериментов сможет взрастить и выносить. И сможет ли вообще.
«Рентген» хочется с радостью причислить к андеграундной ветке предложений от Дикого театра, который изначально позиционировал себя не только как привычная афиша, но и как центр, открытый к тому, что грантодатели называют кроссекторальной активностью; готовый жить не театром единым, но и заполнять другие ниши — делать концерты, вечеринки, дискуссии, интерактивные экскурсии и пр. «Рентген» куда ближе «ZOO», бродилке по зоопарку, и сайт-специфичным «Кайдашам» в селе, чем традиционным, приковывающим зрителя к стулу спектаклям Дикого — «Виталик», «Кицюня», «Вий». С другой стороны, в отличие от «ZOO» или «Кайдашей», он метит не столько в аудиторию интеллектуалов, занятых вопросами социального искусства, сколько в сегмент интертеймента. Список задач, тематика и художественный язык «Рентгена» будет понятен всем, вне зависимости от рода занятий и возраста, а для некоторых он спокойно выполнит ту функцию, которую выполняют квест-комнаты и настолки.
Собственно, что здесь происходит? По правилам «Рентгена» вы становитесь участниками лабораторной игры, где вам выдают порядковый номер, чуть позже — папку с досье другого участника и белые халаты. Всю группу участников делят на команду А и команду Б. Вас рассадят на стулья в два ряда таким образом, чтобы провести между вами ширму, в которой прямо на уровне лица останется небольшая сетка, напоминающая окошко в исповедальне. Конечно, по ту сторону окошка окажется другой человек — он и станет вашим партнером, играющим то ревизора, то ревизуемого. Суть в том, что теперь, с помощью ряда заданий и вопросов, вы будете сканировать другого точно так же, как и он вас: «честность за честность, ложь за ложь». В папке с досье вас ждет целый набор анкет, которые вас попросят заполнить, «вангуя» о другом. На разных стадиях знакомства (скорее пассивного и молчаливого, чем активного) вы угадаете и ответите: сколько детей у человека напротив, какая у него профессия мечты, как выглядит его жилье, есть ли у него фетиш.
Поговорить с партнером вам удастся буквально 3-5 минут в самом начале, зато у вас будет много возможностей понаблюдать, как он себя ведет: в разное время между рядами будет ходить то девушка с пульверизатором, выбирая рандомно, кого облить, то девушка с электрошокером (этим, правда, так и не воспользуются).
Все это подведет к мысли, что никто ни с кем не начинает знакомство с «чистого листа»: вы либо обнаруживаете себя как прозорливый психолог во время подобной игры, либо выдаете собственные проекции, либо становитесь ретранслятором расхожих стереотипов. Но мнение о другом изначально есть. Оно формируется мгновенно, и ни один тест из журнала «Лиза», скорее всего, так просто его не поправит.
Со своей колокольни я бы назвала «Рентген» скорее игрой-развлечением, чем спектаклем-произведением, который подразумевает не только то, что касается тебя лично, но и образную систему, разные коды прочтения, иносказание и претензию на нетривиальность. Но все это не делает опыт прохождение «Рентгена» менее приятным и забавным, а потребность публики в синтезе и вовлечении — менее сильной и своевременной.
Что хорошо: новый формат, расширяющий представление о театре у не-театралов
Что плохо: может быть очень скучно, если вам попался неактивный, унылый партнер
Фото предоставлены Диким театром.