Пес заговорил и запел, подвал превратился в конуру, над мечтой о светлом будущем человечества взяла верх мечта улететь куда глаза глядят. Директор и художественный руководитель Малого драматического театра Дмитрий Весельский поставил «Маклену Грасу» Миколы Кулиша, пьесу, которая и в советское, и в постсоветское время на сцене появлялась нечасто. До 1960-х это было запрещенное произведение буржуазного националиста. Сейчас она может восприниматься как сочинение одиозного коммуниста.
Когда: 29 февраля, 1 марта, 19:00
Где: Малый драматический театр (ул. Гончара, 33)
Дмитрий Весельский возглавил Малый театр три года назад, когда ему было всего 23. В период его руководства там появилось несколько любопытных премьер, но «Маклена Граса» все же стоит особняком. Пожалуй, это самая важная постановка Малого за последние годы. Потому что а) украинская классика; б) режиссером выступил сам Весельский; в) социально-политическую драму Кулиша он преобразовал в экзистенциальную песнь о фатальной безысходности.
Станислав Весельский в роли пса Кунда; эта собачка не только говорящая, но и поющая
В расстановке персонажей «Маклены Грасы» есть четкая вертикаль, которая у Весельского из классовой перешла в сценографическую. Высшее положение — балкон на втором этаже, занимает хозяин консервной фабрики аристократ Зарембский. Посередине, на первом, — мечтающий забраться наверх и завладеть активами патрона маклер Зброжек (замечательная актерская работа Юрия Кулинича) с женой и дочкой. Внизу, в подвале, обитает семейство пролетария Стефана Грасы. Ограниченное пространство Малого из дефекта стало эффектом: закуток, в котором обитают Грасы, по размерам не намного больше собачьей будки, забраться в него можно только ползком.
Самая органичная актерская работа спектакля – Юрий Шульган в роли Грасы-старшего
Начало провокационное. Расположившиеся в центральном проходе две фигуры чего-то там наигрывают-напевают, потом принимаются довольно агрессивно задирать зрителей — мол, кто такие, чего сюда приперлись, невежды равнодушные. Может показаться, что режиссер придумал какое-то современное, неординарное прочтение пьесы, что указанный на афише подзаголовок «драма-нуар» подразумевает сюрпризы. На самом деле нет: отвечающие за интермедии актеры Станислав Весельский и Мария Чуприненко, вскоре уступают место основным героям и на сцене появляются эпизодически. Однако их зонги привносят в спектакль особое настроение.
В целом это традиционная постановка с нетрадиционными ремарками. А еще – со смещенными акцентами. «Маклена Граса» – характерный пример того, как восприятие текста зависит от эпохи. В 1934-м автора пьесы и режиссера спектакля, то бишь Миколу Кулиша и Леся Курбаса, перед тем, как посадить, а потом расстрелять, громили за буржуазный национализм. В 2020-м реплики заглавной героини о социализме, борьбе за справедливость и необходимости «идти в революцию» звучат по меньшей мере наивно. В ее споре с нищим музыкантом Падуром, скептически относящимся ко всяким -измам, Маклена теперь явно проигрывает.
С другой стороны, если говорить о сюжете, Маклена проигрывает что тогда, что сейчас. Ее финальная выходка в духе Настасьи Филипповны (героиня Достоевского деньги сжигала, героиня Кулиша их рвет) — жест одновременно гордости и отчаянья. Он совершенно иррациональный; если разоренный Зброжек организует собственное убийство ради блага семьи, то Маклена, имея шанс спасти отца и сестру от выселения, предпочитает не поступаться принципами. Характерно, что в реальной, опубликованной в польских газетах истории, послужившей основой для пьесы, безработный, которого обанкротившийся коммерсант нанял для убийства самого себя, преспокойно взял деньги, а убивать никого не стал.
Зброжек (Юрий Кулинич) и его дочь Анеля (Елизавета Бакулина), ради которой он готов умереть
Юная Маклена оказывается в ситуации выбора без выбора. Что бы она ни сделала, будет плохо — либо для чести, либо для совести. Вот эта беспросветность-безвыходность и становится лейтмотивом постановки Весельского. Потому-то песенка из «Ивасика-Телесика», упомянутая у Кулиша только в начале пьесы, в спектакле оказывается главной темой. «Гуси, гуси, гусенята, візьміть мене на крилята». Заберите меня отсюда, из этого ада, из этой проклятой нищеты, из этой невозможности изменить свою участь. Возьмите меня на ручки, я 13-летняя девочка, я ничего не хочу решать, а приходится.
И если мне, такой хорошей, но напрочь запутавшейся и насмерть перепуганной, сунули в руки пистолет, он обязательно выстрелит.
Маклена Граса (Вероника Шостак) – хорошая девочка, которую квартирный вопрос сломал, но не испортил
Фото: Алексей Товпыга