На «Санденсе» наградили Цилык. Безвременно скончался Кирк Дуглас. «Оскар» отдали корейцам. Говорят, вместо чтения будет стриптиз (врут). «Дорогожичи» вздумали переименовать в «Бабий яр». За «Бабий яр» дали Шевченковку. «Серебряный медведь» получил фильм, режиссер которого хотел переименовать «Бабий яр».
Начнем с хорошего. Украинские режиссеры продолжают собирать маленькие призы на больших кинофестивалях. На «Санденсе», главном американском фесте независимого кино, награду за лучшую режиссуру документального фильма вручили Ирине Цилык. Ее первая полнометражная картина «Земля голубая, будто апельсин» рассказывает о донбасской семье, почти шесть лет живущей в зоне активных боевых действий. Судить о длящемся час с четвертью фильме по двухминутной нарезке, конечно, рискованно, но трейлер у ленты Цилык отличный.
Продолжим грустным. 5 февраля в возрасте 103 (ничего себе!) лет ушел из жизни Кирк Дуглас, урожденный Исер Данилович. Звезда «золотой эры» Голливуда, он сыграл в 90 фильмах, был награжден «почетным Оскаром», «почетным Золотым медведем» и «Золотым глобусом», написал десяток документальных и художественных книг и стал отцом еще более звездного Майкла Дугласа. По поводу смерти вообще-то хохмить не принято, однако шутка моего ученого приятеля профессора Мити К., показалась мне не просто уместной, но и феерически смешной. «Жалко Дугласа, – написал Митя. – Мог бы еще жить и жить».
Перейдем к неоднозначному. Главный «Оскар» достался не пустовато-эффектному «1917» Сэма Мендеса (вопреки прогнозам) и не чудесному «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино (наперекор мечтам), а сильно нашумевшим «Паразитам» Пон Чжун Хо. Эклектичная лента о классовом противостоянии, доходящем до кровавой резни, стала первой в истории не англоязычной картиной, удостоенной премии Американской киноакадемии, и второй, совместившей оскаровский триумф с каннским. Скептики тут же заявили, что корейцев наградили из соображений расовой политкорректности: перед церемонией премию обвиняли в том, что среди ее номинантов слишком много белых.
Упомянем скандальное. Стало известно, что участок перед дворцом Потоцких, размером более 420 м², отдали в аренду недавно созданному ООО «Львовские события». Форум издателей во Львове заявил, что такое решение угрожает проведению крупнейшей книжной ярмарки Украины, использовавшей эту территорию на протяжении десятков лет. Тем временем, поскольку учредители «Львовских событий» также владеют ночными клубами и стрип-барами, СМИ стали разгонять ужасную новость под сенсационным заголовком «Дворец Потоцких во Львове превратили в стриптиз-клуб». Знаете, некоторых коллег-журналистов не помешало бы хорошенько отшлепать, и БДСМ тут ни при чем.
Отметим нелепое. Организаторы Мемориального центра Холокоста предложили переименовать станцию метро «Дорогожичи», находящую рядом с местом массовых расстрелов 1941 года, в станцию «Бабий яр». Тут же в сети вспыхнул массовый срач с аргументами типа «там убивали не только евреев!», «кто против, тот антисемит!», «москали хотят опорочить нашу память!» (худруком центра является российский режиссер Илья Хржановский, автор скандального проекта «Дау»). Остряки отличились и тут: один заметил, что по аналогии неплохо бы переименовать «Лесную» в «Быковню», а другой, что вместо «Арсенальной» должна быть станция «Голодомор».
Порадуемся долгожданному. Уже из списка номинантов Шевченковской премии было ясно, что список лауреатов получится принципиально иным, чем в прошлые годы. Награду присудили достойным: и команде создателей оперы «Iyov» во главе с Владом Троицким, и еще одному детищу Троицкого — культовой этно-группе «ДахаБраха», и автору остросоциального фотопроекта «Карусель» Александру Гляделову. В области киноискусства премию в этом году не заслужил никто, зато литературных лауреатов оказалось сразу двое — это Марианна Кияновская и Тарас Прохасько, причем Кияновская получила премию за поэтическую книгу «Бабин яр. Голосами». Скажу я вам, писать стихи о Холокосте во всех отношениях лучше, чем переименовывать в честь трагедий станции метро.
Усмехнемся взаимосвязанному. На завершившемся в последний день февраля Берлинском кинофестивале один из фильмов вышеупомянутого проекта Хржановского, «Дау. Наташа», был удостоен «Серебряного медведя»: приз за выдающиеся художественные достижения в операторской работе получил Юрген Юргес. Озабоченная этическими проблемами кинообщественность продолжила яростно спорить о том, были ли в «Дау» реальными изнасилования — хорошо, что постановочный характер убийств у нее сомнений не вызывает. Что до главной награды, «Золотого медведя», то его за ленту «Зла не существует» присудили Мохаммаду Расулофу, режиссеру, лишенному права выезжать из Ирана. Характерно, что пять лет назад тот же приз «Берлинале» достался за фильм «Такси» Джафару Панахи, которому в Иране вообще запретили снимать кино.