Новая работа Романа Поланского посвящена одному из ключевых дел в истории юриспруденции, значение которого вышло далеко за пределы судебных залов. Процесс над офицером французского генерального штаба Альфредом Дрейфусом, евреем по происхождению, осуждённым за шпионаж в пользу Германии, в последние годы XIX столетия расколол не только французское общество, но и добрую половину Европы на дрейфусаров и антидрейфусаров. Большинство тех, кто вступал друг с другом в яростную полемику на политических трибунах, рабочем месте, в кофейнях и за семейным столом, имели достаточно смутное представление о доказательствах вины Дрейфуса и аргументах защиты. Спорили сторонники социальных преобразований и апологеты сословных барьеров, антисемиты и космополиты, республиканцы и монархисты, те, кого сегодня назвали бы охранителями духовных скреп и те, кто заложил основы правозащитного движения и гражданского активизма.
В центре же «Офицера и шпиона» оказываются именно доказательства и аргументы. О «неслыханной пощёчине, нанесенной истине и справедливости, чей грязный след пятнает лик Франции», как назвал дело Дрейфуса Эмиль Золя в хрестоматийной для истории журналистики статье «Я обвиняю» (именно так, «J'accuse», называется в оригинале и лента), фильм рассказывает в манере политического детектива.
Основой картины стал роман британца Роберта Харриса, выбравшего для дела Дрейфуса ракурс, напоминающий о самом популярном произведении писателя — «Фатерлянд». В посвящённом нацистской Германии «Фатерлянде» роль сыщика отводилась офицеру СС, который по мере расследования всё глубже осознавал порочность Рейха. Центральным персонажем «Офицера и шпиона» оказывается такой же «хороший человек с плохими взглядами», полковник разведки Пикар. Он готов поверить в справедливость вынесенного Дрейфусу приговора только из-за национальности подсудимого.
Однако, когда в руки Пикара попадает документ, разоблачающий личность истинного предателя, и, соответственно, свидетельствующий о невиновности Дрейфуса, порядочность одерживает в нём верх над расовыми предрассудками. Пытаясь дать делу новый ход, герой убеждается, что едва ли не каждый представитель армейской верхушки, призванный блюсти национальную безопасность и честь мундира, готов скорее позволить десятку предателей торговать военными тайнами, чем оправдать невиновного, чьё осуждение столь удобно. Постепенно Пикар обнаруживает, что и сам становится объектом преследований, воспринимаемый недавними товарищами и единомышленниками как отщепенец, продавший интересы страны сионским мудрецам.
Жан Дюжарден в роли полковника Пикара
Создатели фильма подходят к делу с похвальной добросовестностью, которую, надеемся, примут к сведению украинские кинематографисты, обращающиеся к историческому жанру. В повествовании подробно и доходчиво пересказывается ход осуждения Дрейфуса, осуществлённого Пикаром расследования и его последствия, с организацией слежек, кабинетными препирательствами, судебными дебатами и подключением общественного мнения. Сюжет расцвечен яркими, пронзительными деталями, соответствующими историческим свидетельствам, вроде отчаянных возгласов Дрейфуса во время церемонии гражданской казни о его невиновности или попытки следователя, который стремится поскорее покончить с делом, заставить подследственного совершить самоубийство.
Сыгравший Пикара Жан Дюжарден, используя довольно скромный арсенал, предоставленный в его распоряжение драматургией (проницательность, бескомпромиссная принципиальность, отвага и т.п. из стандартного для главного героя набора позитивных качеств, к которым примешано порядка ради характерное для эпохи предубеждение), создаёт довольно убедительный образ дисциплинированного, преданного идеалам своего окружения офицера, в котором, впрочем, интеллект и стремление к справедливости оказываются слишком сильны, чтобы подчиняться приказам коррумпированных командиров.
Выразителен (хотя и особенно сильно пострадал от дубляжа) и воплотивший роль Дрейфуса Луи Гаррель, передавший тот особый накал чувства собственного достоинства, до которого может дойти безукоризненно честный человек, ставший жертвой клеветы. Выразительны и образы участников расследования, представителей военной и политической элиты, исполненных гордыни в своём лицемерии, одержимых бесами антисемитизма. Особенно выделяются эксцентричный криминалист Альфонс Бертильон (Матье Амальрик) и бывший шеф разведки Жан Сандер (Эрик Руф), который, умирая от вызванных сифилисом поражений головного мозга, составляет списки врагов французского народа, иностранцев и евреев - превосходная метафора тех неизбывных ксенофобских фантазий, что, словно живые мертвецы, разъедают общественную атмосферу.
Луи Гаррель в роли осужденного офицера французского генерального штаба Альфреда Дрейфуса
Вместе с тем, стоит отметить, что повествование в основной своей, «следственной» части (до появления в деле Эмиля Золя с компанией либеральных активистов, а также не всегда убедительной массовкой буянящих погромщиков) представляется излишне сухим, монотонным пересказом событий, которые, без участия по-настоящему интересных, сложных характеров и отражения общественной атмосферы едва ли способны действительно занять зрителя, прежде никогда не слышавшего о деле Дрейфуса.
Однако фильм всё же не производит впечатление лишь киноиллюстрации к учебнику истории благодаря рифмам к тревогам нашей повседневности с её политическим популизмом, а также универсальностью общественных пороков. «Древние римляне бросали львам христиан, мы бросаем им евреев, прогресс очевиден», — замечает один из очевидцев расправы над Дрейфусом, не осознавая, что указывает как раз на отсутствие всякого прогресса и лишний раз подчёркивает схожесть между происходящим и распятием еврея Христа, также осуществлённым во имя защиты общественного порядка и незыблемости традиций.
Автор висловлює подяку кінотеатру "Жовтень" за допомогу у написанні матеріалу.
Фото: IMDb