Поклонникам умных сериалов весной скучать не придется: 23 марта Netflix запустили премьерные серии «Freud». В центре нового мистического детектива — приключения одиозного «отца психоанализа». Гипноз и оргии, зависимость от кокаина и сеансы спиритизма, культы и запретная любовь — вот неполный список тем, задетых в первом сезоне. Ставить ли «Фрейда» в один ряд с «Шерлоком» и «Ганнибалом», кому стоит смотреть и зачем — рассказывает Yabl.
Кажется, сериал «Фрейд» — отчаянная попытка стриминговой платформы убить сразу двух зайцев: соединить моду на загадочных плохишей — чуть ли не главный тренд современности — с повальным интересом молодого поколения к психологии. Все, кто смотрел «True Detective», конечно же, «Шерлока», «Алиениста» и «Ганнибала» — прямая аудитория сериала. Весь сюжет тут вертится не вокруг реальной биографии Фрейда (о бесстыдной недостоверности Netflix предупредили еще в 2018 году), а вокруг ряда загадочных и мистических убийств, которые юный наркозависимый Зигмунд распутывает похлеще любого частного детектива. Делает он это не один — ему помогают инспектор полиции Кисс и медиум-ясновидящая Флёр Саломе.
Если реальный Зигмунд Фрейд — это дотошный, узкоплечий и щуплый умник, то Фрейд в исполнении Роберта Финстера — харизматичный бородач, словно бы только что сошедший с реклам барбершопа. В первом же эпизоде мы видим, как он репетирует сеанс гипноза со своей горничной, чтобы потом показать его ретроградам-врачам: несмотря на временно вынужденную имитацию и уловки, ученый уверен, что «психика человека — это дом, в котором множество тайных комнат».
Роберт Финстер в роли Зигмунда Фрейда
Это сравнение используется в сериале буквально: нелюдимого Фрейда вскоре ведут на модный прием, гвоздь которого — спиритический сеанс от популярной ясновидящей Флёр Саломе. Вопреки не только скепсису врача, но и своему собственному, на сеансе девушка действительно погружается в транс. Вот только блуждая во сне по собственному дому, видит она не дух мертвого родственника, а преступление, которое совершится на днях.
Элла Рамф в роли Флёр Саломе
«Совпадение? Не думаю!» — отмечает про себя Фрейд, начиная терзаться массой странных вопросов: «так что это было — глубинная психология или дар?», «как работает мозг человека?», «все ли в мире объяснимо?» Сроднившись в процессе раскрытия тайны, Фрейд и Саломе формируют пару — эдакий готический дуэт Шерлока и Ватсона, где каждый попеременно выполняет роль то одного, то другого. Из-за постоянного участия в деле гипноза, внушения, сомнамбулизма и раздвоения, методы убийств с каждым эпизодом утончаются, а преступником в воображении зрителя становится каждый.
Этот элемент — расследование не только дел, но и тайн людской природы — держит интригу, приближая сериал к лучшим примерам триллеров о тайнах мозга и безумцах: «Остров проклятых», «Начало» или «Лекарство от здоровья». Но есть и то, что отдаляет: когда к середине третьей серии все гипнотизируют друг друга с такой же частотой и легкостью, как в маршрутках передают за проезд, пена у рта уже заменяет героям завтрак, а догадки дядюшки Фрейда становятся панацеей местной полиции, за просмотром начинаешь откровенно смеяться и зевать.
Спасает то, что финал и впрямь оказывается странным и неожиданным (не будем спойлерить): все убийства сливаются в одно, а помимо «чистой магии» и «простых логических уловок» появляется еще и другое, третье объяснение происходящему.
Итог:
Netflix выбрали офигенную тему и героя, что уже не может окончательно слить сериал. «Фрейд» вряд ли станет культовым (хотя бы по той причине, что Зигмунду часто хочется сказать «Шерлок, залогинься»), но он точно не заставит скучать, а вдобавок ко всему — еще и даст краткий экскурс в терминологию психоанализа.
Фото: IMDb, wien.info, iodonna.it