В марте 2020 года, когда мир охватила коронавирусная пандемия и с новой силой активизировались нечистые на руку дельцы, желающие на этом подзаработать, Netflix выпустил в свет мини-сериал о женщине, сколотившей своё состояние более благими способами (спойлер: отнюдь не целиком) – «Мадам Си Джей Уокер».
В сюжетном эпицентре четырёх серий – первая женщина-миллионер в истории США, афроамериканка Сара Бридлав, она же мадам Си Джей Уокер. Событийный ряд начинается задолго до ее карьерного восхождения, буднями простой прачки конца XIX века, проходит вместе со зрителями сквозь этапы построения косметической империи мадам Уокер, и завершается последними годами ее жизни.
Имя Уокер нашему брату неизвестно от слова совсем – было это очень давно и очень далеко. Оттого и познавательно было заглянуть в эти исторические закрома, если бы не одно «но», выделенное огромными буквами – техника подачи материала.
Хотя сериал и сделан на закате второго десятилетия XXI века, его сценарные приёмы до боли напоминают советские фильмы 1930-х–1940-х. Большинство помпезных пропагандистских киноподелок тех лет было просто невозможно смотреть уже к началу хрущёвской «оттепели» – к примеру, печально известную «Клятву» Михаила Чиаурели.
Такая же судьба, есть ощущение, ждёт и этот мини-сериал. Как и в сталинском кинематографе, драматургия в нём приносится в жертву пафосу, клишированию, не вполне удачным попыткам разбавить сухую историю вымышленными «острыми» событиями, вроде нетрадиционной ориентации дочери протагонистки.
Тиффани Хэддиш в роли Лелии Уокер - дочери главной героини
Авторы постоянно пытаются нащупать в исторических сводках хоть какую-то философскую глубину, пускают в ход сюрреалистические вставки, но метафоры слишком узколобы – как боксёрский ринг в первой серии, на котором «сражаются» две бизнес-конкурентки сериала: Сара Уокер и Эдди Мэлоун.
Октавия Спенсер, Кармен Эджого в роли Сары Уокер и Эдди Мэлоун
К этому прибавляется просто безумный анахронистический манёвр с использованием модернового афроамериканского R&B и хип-хопа, невольно вызывающий взрыв смеха – например, в финале всё той же первой серии, когда Уокер впервые применяет к себе свой прославившийся впоследствии псевдоним и с максимальной претенциозностью уходит в сторону под «качающий» ритм Santigold.
Порой подобные музыкальные сюрпризы в исторических фильмах слушаются вполне удобоваримо, как в недавнем анимационном суперхите «Клаус», но это явно не тот случай. Здесь же новомодной музыкой создатели пытаются разбавить старомодный сценарный подход, держать карантинную зрительскую молодежь сериала в тонусе.
Если знать, кто руководил постановкой первых двух серий, любое недоумение отпадёт – это Кэйси Леммонс, режиссёр дважды номинированного на минувший «Оскар» фильма «Гарриет». Все недостатки последнего (высокопарный драматургический стиль, заштампованные персонажи) буквально за несколько месяцев перекочевали в мини-сериал «Мадам Си Джей Уокер», даже временные рамки остались примерно прежними.
Сценарные осечки максимальными усилиями пытаются закрыть исполнители главных ролей – Октавия Спенсер и ее экранный супруг, тот самый Си Джей, Блэр Андервуд. Не обладая даже приблизительным сходством со своей героиней, Спенсер своим мастерством уничтожает в памяти любые портреты реальной Сары Уокер, двигаясь напролом против своего амплуа, укоренённого в шедеврах ушедшего десятилетия «Прислуга» и «Форма воды». До самого конца образ актрисы считывается только с одной стороны, уже знакомой зрителям, в итоговой же части сериала появляются полностью противоположные нотки.
Реальная Сара Уокер и экранная Сара Уокер
Визуальные нюансы сериала выполнены без промахов – соответствующие времени костюмы, реквизит, декорации на своих местах. Ничего экстраординарного, но здесь это и не было первой необходимостью – все-таки не «Игра престолов».
Пока на пульсе времени будут все чаще возникать тренды социальных сетей #OscarsSoWhite (заменить на «Эмми») и #MeToo, с той же скоростью медиамагнаты без оглядки будут финансировать такие посредственные сериалы, как «Мадам Си Джей Уокер». Советую провести эти монотонные карантинные дни за просмотром «Цветов лиловых полей» Стивена Спилберга, наделёнными теми же компонентами, но в гораздо более приятном исполнении.
Что хорошо: экскурс в историю с относительно правдивым фундаментом.
Что плохо: стереотипность и претенциозность, очередная попытка "сыграть" на острых темах.
Фото: indiewire.com, blackfilm.com, IMDb