Все лягушки и служанки превратятся в принцесс, все драконы будут убиты, хэппи-энд неизбежен и каждый подержит мечту за краешек бального платья — такой идеал привили нам Disney. Но вместе с идеей о счастливом конце они предложили и особую «обертку» — приемы в анимации, уникальных персонажей, новые стандарты красоты, которые мы узнаем сразу, даже если видели их только на футболках Topshop или баннерах с рекламой.
Кто и как создавал классический стиль первой в мире «фабрики сказок» (прости, DreamWorks) — рассказывает Yabl.
Глава 1. Сам Уолт
Известно, что студия Walt Disney началась как камерный, почти даже сомнительный проект двух братьев — Уолта и Роя. А вот о том, что было первым продуктом Disney, знают не все. Думаете, это был Микки Маус или Дональд Дак? Как бы не так! Придется напомнить, что «первоначального» Микки звали Мортимер, а почти забытые сейчас Плуто или Дак — итог аж 10-ти летней (!), не совсем успешной работы команды.
Cкетч 1939 года
Забавно, но первые серии Disney, которых сейчас обвиняют в однообразии, напоминали скорее киношный сюр Сальвадора Дали, чем мультики для детей. В 20-е студия запланировала немые ч/б серии Alice Comedies, вдохновенные «Алисой» Льюиса Кэрролла. Сюжет пилотного фильма таков: девочка Алиса приходит в студию анимации, где дяди-аниматоры (среди них мелькает и Уолт) показывают ей рисунки на планшетах. Алиса уходит и ей снится, что она уехала в Мультипликационную страну, где в разгаре праздничный парад. Только вот незадача — мультяшные львы объявили на нее охоту и загоняют в кроличью нору. От безысходности Алиса прыгает со скалы и просыпается в своей реальной постели. Конечно, стоит упомянуть, что эта работа сочетала съемку живых актеров, коллажи и мультипликацию. Нехило для масс-маркета, да?
В те времена рисунки к Alice Comedies создавал еще сам Уолт. В этом же проекте появился знакомый нам кот Джулиус и будущий противник Микки Мауса — медведь Пит.
Постер к одному из фильмов Alice Comedies, 1926 год
Глава 2. Первый главный аниматор — Аб Айверкс
Тем не менее, фирменный старый Disney — дело рук не столько Уолта, сколько его компаньона-аниматора Аба Айверкса. Именно он ближе к 30-м, уже после «Кролика Освальда», нарисовал известного Микки Мауса. За Уолтом было последнее слово: Аб предлагал и котенка, и лягушонка, но Дисней выбрал грызуна – такими просто кишела первая студия «Laugh-O-Gram», на которой будущий магнат работал в Канзас-сити.
Вклад Уолта в разработку персонажа был еще вот в чем: он долго сам озвучивал Микки! Вообще привычка мелькать в своих фильмах у Диснея была такая же стойкая, как у Хичкока. Имя последнего пришло на ум не случайно: Айверкс крупно поругался с Диснеем в 30-е, после чего оставался на студии в статусе фрилансера — сочетал разработку визуальных эффектов с работой на стороне. И одна из таких — работа над спецэффектами в «Птицах» Хичкока!
Эволюция Микки
В будущем, учитывая долгую историю Disney, Микки анимировал не только Айверкс. Вообще рецепт успеха студии заключался в том, чтобы выработать фирменных персонажей и превратить их, по сути, во франшизу — пустить в открытый мир. Такие герои как Микки, Плуто или Дак путешествовали не только по лентам Disney, но и по рекламе, фабрикам игрушек, магазинам одежды — Уолт продавал лицензии на использование всему миру.
Но ранние серии цикла Silly Symphonies еще анимировались почти одним Абом. Давайте их вспомним:
Глава 3. «Девятка диснеевских стариков»
А теперь стоит признаться, что производство самых узнаваемых лент Disney в годы успеха — это таки конвейер и коллективное творчество. Жаль, но вы не найдете одного-единственного автора Белль, или Урсулы, или Золушки. После того, как сам Уолт определился и со стилистикой, и с бизнес-стратегией, он сколотил себе крепкую команду аниматоров. Над одним мультфильмом трудились примерно 4-6 художников — каждый занимался своим участком мира и паком сцен.
Начиная с 30-х и почти до самого конца ХХ века (другая история — мультфильмы с компьютерной и 3D-графикой) над огромными объемами контента работала так называемая «Девятка диснеевских стариков». Название для старожил придумал сам Дисней — именно они стали стержнем студии. Чтобы не грузить вас сложными переплетениями их карьерных достижений, расскажем о нескольких находках.
Например, Disney 50-х и 60-х невозможно представить себе без Оливера Джонстона, известного как Олли. Джонстон анимировал героев вроде Пиноккио, Бэмби, Алисы из уже знакомой экранизации Disney. Но их анимировал далеко не он один. Куда более интересны второстепенные персонажи его авторства — это злые сестры в «Золушке» и феи в «Спящей красавице».
Настоящим королем диснеевских зверят был Марк Дэвис. Он придумал почти всех зверей из «Песен Юга» и «Приключений Икабода и мистера Тоада». А помните кота Люцифера из «Золушки»? Его нарисовал Уорд Кимбалл.
«Что же с диснеевскими принцессами?», — спросите вы. Отвечаем: Аврору создали совместно Марк Дэвис и Лес Кларк, Белоснежку — Марк Дэвис и еще парочка ребят не из «Девятки», Ариэль придумал и анимировал Глен Кин (позже нарисовал Покахонтас), Золушку — «старики» Эрик Ларсон, Марк Дэвис и Кларк.
Теперь ближе к делу. Помните эпизод с поеданием спагетти в «Леди и Бродяге»? Его нарисовал Фрэнк Томас, без которого, ко всему прочему, гномы бы не оплакивали Белоснежку, а олененок Бэмби не катался на льду. А вот, скажем, появление лица в зеркальце из «Белоснежки» или Малефисенту в образе дракона создал Вольфганг Райтерман.
Конечно, в создатели каждого героя можно добавить и самого Уолта, но скорее как двигателя идей, режиссера и вообще «папы студии», чем художника.
Вышеупомянутые ребята настолько утвердилась в мире анимации как одна команда, что часть из них (в частности, Фрэнк Томас и Кимбалл) создали свой джаз-бенд — Firehouse Five Plus Two. Вместе с Олли Джонстоном тот же Фрэнк Томас написал четыре книги о приемах анимации Disney, а Эрик Ларсон запустил в 70-х программу обучения молодых художников, которую прошел сам Тим Бёртон!
«Девятка диснеевских стариков» были целым поколением — именно они подготовили плеяду новых художников 2000-х, которые занимались уже не столько рисованием на бумаге, сколько созданием изображений на компьютере.
Cегодня Disney совсем другой. Вспоминая первые ленты, которые любят только настоящие гики, невольно думаешь о ранней «Алисе»: как и эта девочка, все знакомые нам персонажи «попадают в реальность» после путешествия по волшебной стране. Собирая огромные кассы, Disney превращают мультфильм за мультфильмом в дорогое кино с актерами-звездами Голливуда.
Но какими бы крутыми ни были эти проекты, согласитесь: анимированные герои навсегда останутся в нашем сердечке.