На днях режиссер Ася Николаева и оператор Павел Федоров презентовали широкой публике ленту LEVGENIY – фильм о том, как художник из Киева переехал в Кремниевую долину. Историю сняли задолго до того, как вышла тематическая документалка Дудя ("Как устроена IT-столица мира"), и она получилась почти ответочкой его проекту: вместо успеха айтишка здесь речь идет о взлёте и провале художника.
Главный герой фильма, Евгений Лапченко, нашел в Сан-Франциско все – восторг, вдохновение, счастье, друзей – кроме результата от проекта, над которым работал.
Yabl поговорил с Асей Николаевой, которая сама живет и снимает кино в Америке, об украинском варианте американской мечты.
Лента LEVGENIY, производство On A Whim Films
Что лично для тебя американская мечта?
Это паттерн, который сложился в нашей голове давным-давно, особенно на постсоветском пространстве. Очень многие люди, которых я встретила здесь, в Сан-Франциско, действительно приехали за своей мечтой. Они четко понимали, что хотят в Америку. Знали, какие именно шаги предпринять для того, чтобы достичь поставленной цели.
У меня другая ситуация: в моей жизни никогда не было устойчивого стейтмента о том, что я хочу в Америку. Это путешествие было не о мечте, до которой нужно дотянуться, а о кино, ярких впечатлениях и незнакомом лайфстайле, которые в комплексе рождали бы флешбеки и новые истории. Америка, скажем так, просто подвернулась под руку.
Ася Николаева и Женя Лапченко
Случайно, 5 лет назад, мы приехали to explore Сан-Франциско – посмотреть, чем этот город живет. Пробыв две недели, мы, не планируя этого заранее, здесь остались. И последние 5 лет моя история – и киношная, и личная – связана с этой страной.
По поводу долины не стоит обольщаться. С одной стороны, это место концентрации человеческих умов. Вокруг огромное количество собранных, целеустремленных людей, и это воодушевляет. Все заняты делом и четко формулируют для себя, что есть цель. С другой стороны, в этих поисках цели важно не заблудиться и не забывать наслаждаться процессом.
Нет ничего прекраснее процесса – в этом моя философия.
Расскажи о герое фильма. Это такой «герой ХХI века»? Как его искали?
Сложилось все тоже довольно спонтанно, как и с моим переездом в Сан-Франциско. Женю Лапченко, художника из Украины, я встретила благодаря своему другу Денису Ржавскому (основатель крипто-поп группы «Счастливые люди» – Yabl). Мы пошли на прогулку по Сан-Франциско, зашли в собор Святой Гваделупы. Сегодня это место используют как венью для семинаров, пресс-конференций инвесторов или стартаперов. (Все эти ивенты проходят под витражами, напротив старинного органа, очень необычная атмосфера!) В соборе мы повстречали Женю, который был туда приглашён для создания масштабного арт-объекта на стыке искусства и технологий.
Ася Николаева и Женя Лапченко
Он придумал, что нужно распечатать в сумасшедшем качестве, на супер-принтере работу Босха “Сад земных наслаждений”, которая находится в музее Прадо в Мадриде. Идея заключалась в том, чтобы уже поверх этой копии Босха рисовать героев нашего времени и сильных мира сего.
Инкрустировать кумиров в босховское полотно.
Так, внутри “Сада земных наслаждений” появился Илон Маск, Стив Джобс, Далай-лама, Tupac, Билл Гейтс и другие. Женя комментировал: “Я заодно с Босхом, и я представил себе, кого бы он еще нарисовал, если бы жил до сих пор”.
Конечно, меня и Павла (оператора фильма LEVGENIY и ко-фаундера On A Whim Films – Yabl) очень заинтересовал и концепт, и сам Женя. Вначале он нам казался таким Полиграфом Полиграфовичем из “Собачьего сердца” Булгакова, но потом мы поняли, что он не столько Шариков, сколько Дон Кихот. Женя был очень неоднозначный, интересный, противоречивый и кроме того, совершенно не стеснялся камеры. Во всем этом миксе его высоких целей и вредных привычек мы искали, в том числе, ответы на свои вопросы.
Кадр из фильма LEVGENIY
А какие у тебя любимые документалки?
Надо сказать, фильм LEVGENIY – моя проба пера в документалистике. До этого я работала в основном с игровым кино и клипами. Я совсем не ожидала, что это будет такой увлекательный путь. Несмотря на то, что мы не следовали четкому сценарию, он складывался на наших глазах – в этом и есть магия кино.
Я никогда не была фанатом документалок. Но думаю, что они будут трендом нашего времени, потому что людям хочется наблюдать за реальными судьбами и событиями.
Нас уже достаточно накормили красивым фейком.
Что до моих любимых, назову две – “Выход через сувенирную лавку” художника Бэнкси и “В поисках сахарного человека” Малика Бенджеллуля.
Кадр из фильма LEVGENIY
А сами довольны своей документалкой?
Мы привыкли здесь, в долине, не останавливаться на достигнутом. Мы совершенно не ожидали, что за первую неделю в Youtube кино наберет больше 100 000 просмотров, для нас это приятный сюрприз. Думаю, нам помог триггер в виде фильма Дудя о Кремниевой долине – люди уже были заинтересованы в теме и локации. Спикеры, которые давали интервью в фильме Дудя – Андрей Дороничев, Николай Давыдов – наши хорошие знакомые здесь, в Америке. Им понравилось наше кино, они тоже показали его своей аудитории, и это сыграло роль.
Кадр из фильма LEVGENIY
Забавно получилось: у нас как будто бы уже был ответ Дудю на тему Кремниевой долины. Он показал ее успешную сторону, а у нас был альтернативный взгляд: история человек не из тек-индустрии, художника, которому здесь нужно выжить и найти себя.
Так что результатом скорее довольны, чем недовольны. Но мы видим, что перспектив много.
Напоследок — о чем еще будете снимать в ближайшее время?
Мы поняли, что жанр короткого документального метра – это наше. Нам интересно через персонажа отвечать на душещипательные и волнующие вопросы современности.
Мы подумываем о том, чтобы превратить этот формат в некий документальный web-сериал с сериями до 35-ти минут, с разными судьбами и персонажами (не только русскоязычными). Обсуждаем такую возможность и уже постепенно ищем героев. Параллельно с этим развиваем наш продакшн – On a Whim Films, который буквально этой весной зарегистрировали в Калифорнии. Наш фокус – съемки клипов, инди-кино, короткого и полного метра.
Ася Николаева
Проект, который планируем в самое ближайшее время – это клип для диджея-изгоя Кристиана Лёффлера. Он немец, который живет в Швеции и пишет странную, даже эзотерическую электронную музыку. Это будет что-то на грани музыкального клипа и фильма. И вообще будем активно двигаться в направлении съемок клипов крутым электронщикам!
Фото: Павел Федоров, Anna Aizenstadte