Русалочку назвали расистской рыбой. Вагина Рымбу взорвала интернет. BookForum пройдет онлайн. Роулинг и соратники борются с борьбой. Софию снова сделали мечетью. Премия Бабеля продолжает награждать ветеранов. The Telegraph извинилась перед Хржановским. Подруга Энди Картрайта от сильной любви распилила его на куски.
В июле разрушительный ураган борьбы с расизмом постепенно начал утихать. Среди его последних жертв оказалась копенгагенская Русалочка: на памятнике героине одной из самых популярных детских сказок была обнаружена надпись racist fish – «расистская рыба». Чем провинилась бедная андерсеновская девочка перед датскими апологетами BLM, осталось неизвестным. Надо признать, что нынешние вандалы оказались милосерднее предыдущих. За последние шестьдесят лет Русалочке дважды отпиливали голову, один раз руку, многократно обливали краской, взрывали постамент, а в 2006-м радикальные феминистки дополнили скульптуру фаллоимитатором и надписью «8 марта».
Продолжим тему феминизма: в начале месяца она спровоцировала скандал в сетевых литературных кругах. Причиной бурных споров стало стихотворение-манифест живущего сейчас во Львове русского поэта Галины Рымбу «Моя вагина». Написанный в поддержку Юлии Цветковой, российской ЛГБТ-активистки, обвиненной в распространении порнографии, этот текст вызвал скептическую реакцию некоторых мэтров, в частности, Бахыта Кенжеева. На живого классика, обычно именующего себя полуживым, обрушились волны гнева, преимущественно женского. Одна дама уверенно заявила в комментах: «Вы даже отдаленно не понимаете что такое поэзия», на что Кенжеев смиренно ответил: «Есть грех!» «Мою вагину» сразу же перевели на несколько языков, включая украинский (Ия Кива), а Алла Горбунова сочинила «Стихотворение, которое я бы написала о своем члене, если бы была мужчиной». Мужчины-поэты о своих детородных органах пока что стыдливо помалкивают.
Если в ближайшие пять месяцев не случится всемирного потопа, ядерной войны или нападения инопланетян, 2020-й войдет в историю как год пандемии covid-19. Одни культурные события эта зараза уничтожила, другие перенесла на неопределенные сроки, третьи загнала в интернет. В числе последних – Львовский международный BookForum. Организаторы объявили, что в этом году главная книжная ярмарка страны состоится с 16 по 20 сентября в онлайне, а ее фокусной темой станет «Перепись населения». Без черного юмора отнестись к этому как-то не получается. Что ж, попробуем подсчитать, сколько книголюбов осталось в живых и кто из них до сих пор не утратил странную, все менее популярную привычку читать.
Безудержная борьба с расизмом и прочими проявлениями социальной несправедливости и нетолерантности наконец-то вызвала здоровую ответную реакцию. Около 150 писателей, журналистов и общественных деятелей подписали письмо против травли и онлайн-шейминга, увольнений и наказаний за инакомыслие, против «ложного выбора между справедливостью и свободой, которые не могут существовать друг без друга». Среди подписантов – Салман Рушди, Мартин Эмис, Маргарет Этвуд, Ноам Хомски, Фрэнсис Фукуяма, Гарри Каспаров, Фарид Закария и другие влиятельные интеллектуалы. Первой в списке авторов письма обычно называют Джоан Роулинг, недавно обвиненную в трансфобии.
С 10 июля бывший собор святой Софии в Стамбуле, остававшийся крупнейшим христианским храмом мира на протяжении почти тысячи лет, снова стал мечетью, каковой он пробыл вдвое меньший срок, с середины XV века по середину XX. Турецкие власти аннулировали постановление 1934 года о музейном статусе здания и разрешили проводить в нем богослужения. 24 июля в Айя-Софии при личном участии президента Эрдогана впервые за 86 лет состоялся пятничный намаз. Изображения христианских святых во время службы завесили тканью – так вдова, принимая любовника, переворачивает портрет покойного супруга. Христиане сокрушаются, мусульмане торжествуют. Христианские атеисты примыкают к первым. Исламские, наверное, ко вторым, но это не точно.
12 июля в четвертый раз объявила лауреатов Одесская международная литературная премия имени Исаака Бабеля, присуждаемая за лучший рассказ на русском языке. Список победителей ежегодно обновляется, но одна любопытная тенденция остается неизменной: с каждым годом средний возраст призеров неуклонно растет. К примеру, в этот раз первая премия досталась 67-летнему Александру Хургину, а одна из двух третьих – 85-летнему Ефиму Ярошевскому; характерно, что оба писателя в 2000-е уехали из Украины в Германию. Из пяти дипломантов премии – двое украинцев. Одних читателей это обрадует (ура, русская проза в Украине еще не умерла!), других огорчит (черт, русская проза в Украине еще не умерла!).
Сразу два события середины июля коснулись режиссера Ильи Хржановского. Сначала The Telegraph удалила со своего сайта апрельскую статью о пытках детей на съемках фильма «Дау. Дегенерация». Одна из крупнейших британских газет принесла Хржановскому извинения и сообщила, что выплатит ему компенсацию за моральный ущерб. Несколько дней спустя немецкие и австрийские кинокритики опубликовали рейтинг 15 лучших фильмов первого полугодия 2020-го. На вершине списка оказалась та же «Дау. Дегенерация». Критики назвали «Дау» самым важным фильмом за последние двадцать лет и самым масштабным проектом за всю эпоху кинематографа. Отечественные хулители Хржановского на эти новости не отреагировали.
В предпоследний день месяца в Санкт-Петербурге было обнаружено расчлененное тело рэпера Энди Картрайта, он же уроженец украинского Нежина Александр Юшко. По подозрению в убийстве музыканта задержали его гражданскую жену Марину Кухал. Она объяснила, что расчленила Картрайта от большой любви, чтобы память о нем не омрачала тема наркотиков – якобы рэпер скончался от передозировки (на самом деле нет). В нелегком труде Марине помогала ее мать. Следователи сообщили, что жена и теща Картрайта части его тела засолили, а внутренние органы обработали в стиральной машине. С какой целью, пока неизвестно.
Yabl желает читателям больших, светлых и чистых чувств, напоминает, что целиком человека любить гораздо удобней, чем по частям, и выражает надежду на то, что в августе новости культурки будут не менее вдохновляющими, чем в июле.