Говорят, без школы хорошим режиссером не стать. Да и вообще, чтобы освоить ту или иную профессию, нужно отучиться по специальности едва ли не четверть жизни. “Как бы не так”, – отвечает целая армия известных режиссеров кино, которые вошли в историю, показывая кукиш бюрократам, приверженцам академического образования и белым воротничкам. Они доказывают, что главное – не наличие корочки, а авторский взгляд и любовь к кино. Списком таких гениев мы и хотим с вами поделиться.
Квентин Тарантино
Конечно, имя №1 в этом списке. Квентин – самый известный голливудский «неуч». Во всех интервью, в каждой автобиографии, в любой заметке про Квентина есть информация о том, что он не закончил школу, работал в порнокинотеатре, а потом устроился в салон видеопроката, где и получил свое «образование». Действительно, Тарантино учился режиссуре путем просмотра сотен, тысяч, а то и более фильмов. Также он ориентировался на предпочтения гостей видеосалона и фиксировал себе, какое кино они берут напрокат, как отзываются о нем.
Трейлер фильма «Однажды в Голливуде»
Результат не заставил себя ждать. В итоге мы получили такие шедевры как «Криминальное чтиво», «Бесславные ублюдки», «Бешеные псы», «Однажды в Голливуде», «Джанго» и другие. Если быть объективным, то у Квентина за всю его фильмографию не было ни одного откровенно плохого фильма. Кому-то может не нравится «Джекки Браун» за излишнюю серьезность, кому-то «Доказательство смерти» за излишнюю трешовость, но, так или иначе, это все еще мастерски снятое кино. Возможно, тот факт, что Тарантино не получил высшего образование, и позволил режиссеру быть свободным в своем творчестве.
Ричард Линклейтер
Ричард, еще один гений современной режиссуры. Он не столько известен у нас, сколько на западе. Тем не менее, когда смотришь его фильмографию, буквально отвисает челюсть от того, насколько разные и крутые фильмы снимает этот человек: «Пробуждение жизни» и «Помутнение», в котором Ричард наложил анимацию на актеров Итана Хоука, Киуану Ривза, Роберта Дауни мл., «Отрочество», на съемки которого ушло 12 лет, трилогия «Перед рассветом», музыкальная комедия «Школа Рока», комедия про колледж и бейсбол «Каждому свое», способная поднять настроение любому.
Трейлер фильма «Куда ты делась, Бернадетт?»
Ричард – уникальный экземпляр и каждый его новый фильм – событие для киноманов (даже если фильм не совсем удачный, как недавний «Куда ты делась, Бернадетт?»). Этот талант-самородок никогда не посещал киношкол. Поначалу он хотел быть писателем, но после провел много времени разнорабочим на нефтяных предприятиях. Только во время своей работы к Ричарду пришло осознание того, что больше всего в жизни он хочет снимать кино. Как это сделать? В первую очередь – берешь и пробуешь.
Пол Томас Андерсон
Ужасно субъективно, но осмелюсь назвать Пола Томаса Андерсона лучшим голливудским режиссером сегодняшнего дня. Он так умело жонглируют всеми ему доступными средствами, что пробирает дрожь: от выбора актеров – до композиторских работ гитариста Radiohead Джонни Гринвуда. Главные роли у Пола исполняли и Дэниел Дэй Льюис, и Хоакин Феникс, и Адам Сендлер, и Марк Уолберг, и Том Круз. Все актеры сами по себе безусловно талантливы (Хоакин Феникс и Дэниел Дэй Льюис вообще глыбы), но именно у Андерсона каждый из вышеперечисленных сыграл свои самые сильные роли. По фильму «Любовь, сбивающая с ног» так вообще не скажешь, что Адам Сендлер – комедийный актер.
Трейлер фильма «Призрачная нить»
Но вернемся к теме разговора: картины режиссера не просто шедевральны, они еще максимально грамотны, изысканны, в них нет недочетов и общих мест. Глядя на ту же «Нефть» или «Призрачную нить» со всей их великолепной дотошностью, сразу возникает мысль, что режиссёр штудировал сабж лет 10 в киношколе, чтобы добиться такого мастерства. Но нет, Пол учился на филолога, так и не закончил образование, а после пошел работать ассистентом на съемочную площадку. Уже в 22 года Пол снял свою первую короткометражку, «Сигареты и кофе» (не путать с «Кофе и сигареты» Джармуша), и показал ее на «Санденсе». Через четыре года Пол выпускает «Роковую восьмерку» и сразу попадает с ней на Канны. Каждый фильм Пола Томаса Андерсона – словно учебник для кинематографистов. Если по какой-то причине вы до сих пор не знакомы с его творчеством – исправьте это.
Стэнли Кубрик
Еще один гениальный перфекционист. Симметрии в фильмах Кубрика не позавидует только один человек – Уэс Андерсон. Остальные же просто убиваются, разбираясь, как в «Сияние» или «Заводном апельсине» Стэнли добивается такой съемки. Кого-то эта симметрия отталкивает, но мы находим ее захватывающей. Она создает едва ли не эффект клаустрофобии и помогает лучше погрузиться в фильмы Кубрика. Важно, что по образованию Кубрик никакой не режиссер. Он начинал фотографом, только потом перешёл на работу оператора и режиссуру, снимая документалки, рекламные ролики и клипы для заработка. Уже из этого начали рождаться его первые фильмы – «Страх и вожделение», «Поцелуй убийцы» и т.д. Дебютные работы Стэнли были малобюджетными и неприметными, но после все переросло в фильмы вроде «Космической Одиссеи 2001», «Цельнометаллической оболочки», «Лолиты», «Спартака» с легендарными Кирком Дугласом и даже «С широко закрытыми глазами» с Томом Крузом и Николь Кидман.
Сцена с Николсоном из «Сияния»
Ходил слух, что высадка Нила Армстронга на Луну была снята в павильоне именно Стэнли Кубриком. Можете, кстати, посмотреть пародийный фильм на эту тему – «Лунная афёра» с Рупертом Гринтом и Робертом Шиэном в главной роли.
Кевин Смит
Этого чудака вы наверняка знаете! Помните персонажей Джея и Молчаливого Боба, которые путешествовали по фильмам «Клерки», «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар», «Догма», «В погоне за Эми» и «Тусовщики из супермаркета»? Того самого Молчаливого Боба и играет Кевин Смит, но, что более важно, он является режиссером этих проектов.
Трейлер «Догмы»
Все началось когда-то в качестве хобби. Кевин работал продавцом в магазине и копил деньги на съемки любительской комедии про двух друзей-продавцов. Съемки обошлись Кевину в 27 тысяч долларов, в главных ролях играли его друзья, локацией стал магазин, в котором Кевин работал. Не пахнет фильмом на миллион, согласны? Но позже отснятым материалом заинтересовалась компания Miramax Харви Вайнштейна и взялась продюсировать пост-продакшн и заниматься прокатом фильма. Кто бы мог подумать, что любительский фильм принесет в прокате более 3 млн. долларов! Кевин явно не мог, он просто творил, потому что очень хотел этого. Сейчас у него за плечами десятки фильмов, сотни подкастов, стендап выступления и куча травки с пончиками, как заявляет он сам. Кевин доказывает простую истину: если хочешь создать что-то – не слушай никого, а просто делай.
Кадр из фильма «Догма», ставший мемом