Довженко-Центр продолжают поднимать архивы и изучать историю украинского кинопроизводства 1920-30-х – периода, когда национальная индустрия активно развивалась благодаря Всеукраинскому фонду киноуправления (ВУФКУ), а локальные фильмы показывали не только в рамках страны, но и в Германии, Франции, Нидерландах, Англии, США и Канаде. На этот раз проводником в историю стали киноплакаты из коллекции Национальной библиотеки имени В. И. Вернадского. В 1920-х это направление становится полноценным видом графики и способствует появлению целой школы украинской кинорекламы.
«Кричать! Звать! Гореть!» в Музее кино
Экспозиция «Кричать! Звать! Гореть!», которая включает более 100 редких работ, позволяет представить, какой индустрия была почти сто лет назад, на заре формирования СССР. Современные афиши и плакаты создаются при помощи цифровых технологий, художники экспериментируют с перспективой, цветом и шрифтами, но не тянутся так сильно к живописи и графике, как ведущие плакатисты 1920-х-30-х: Константин Болотов, Николай Ивасюк, Анатолий Бондарович, Анатолий Мартынов, Александр Сиротенко и др., пришедшие в киноиндустрию из классического искусства. Человеку, привыкшему к минимализму и схематичности XXI века, плакаты, созданные при ВУФКУ, будут казаться пестрыми полотнами – чем-то прекрасным и экзотичным, как антикварный грамофон.
«Кричать! Звать! Гореть!» в Музее кино
Однако нужно помнить, что в 1920-е этот жанр в Украине только зарождался: именно тогда художники активно экспериментировали и находили новые решения, которые впоследствии повлияли на современную графику. Каждый из плакатистов обладал своим уникальным стилем и пытался сконцентрировать всю суть фильма и эмоции от его просмотра в одной работе.
«Кричать! Звать! Гореть!» в Музее кино
На манеру изображения главных героев и мотивов картины, конечно, влияли не только пристрастия автора, но и сам жанр фильма – афишу приключенческой ленты о рыцарях могли изобразить в духе средневековой гравюры, а в плакате для детектива преобладали глубокие резкие тени и загадочные фигуры, выходящие из темноты, как в работах американских и французских коллег. Украинские авторы сталкивали в своих произведениях декоративность модернизма, четкость и геометричные линии конструктивизма, элементы европейского авангарда и народной живописи, а также обращались к технике фотоколлажа, создавая причудливый микс.
«Кричать! Звать! Гореть!» в Музее кино
Плакат – настоящее отражение эпохи, не только художественных поисков, но и социально-политических особенностей времени. Наиболее отчетливо это выражается в цвете: в противовес монохромности черно-белого кино, художники активно использовали желтый и синий, иногда зеленый, оранжевый и фиолетовый, но наиболее щедро – красный, символ революции. Красный был не только ярким акцентом, но и символом коммунистической партии. И если в начале 1920-х он сочетался с другими оттенками, стилистикой модернизма и авангарда, то к началу 1930-х красный вытесняет другие цвета, а советский конструктивизм – национальные мотивы, названия фильмов становятся лозунгами, а успешная и независимая организация ВУФКУ вынуждена подчиняться Москве.
Иван Козленко в экспозиции Музея кино
Одно из главных открытий выставки – плакаты, созданные Александром Довженко, которого все знают как крупнейшего украинского режиссера, автора фильмов «Звенигора» и «Земля», но меньше как художника, карикатуриста и иллюстратора, который получил образование в Германии и по возвращении в Украину работал в газетах до 1926 года. Довженко, тяготевший к монументальным и лаконичным композициям, создал плакаты как минимум к пяти фильмам, в том числе картинам «Синий пакет» и «Акулы Нью-Йорка», которые можно увидеть в Музее кино.
«Кричать! Звать! Гореть!» в Музее кино
Также организаторы выставки подготовили аудио-визуальную фотозону для тематических снимков в Instagram, где каждый желающий может «переместиться» внутрь плаката. Дополняют экспозицию архивные публикации и фрагменты черно-белых фильмов, созданных при ВУФКУ.
«Кричать! Звать! Гореть!» в Музее кино
Сегодня язык не повернется назвать этот жанр «низким», но в 1920-х-30-х судьбу плаката определяло его практическое назначение – привлечь в кинозал как можно больше людей, которые случайно проходили мимо по улице. Плакат тиражировался и не покоился на музейных стенах, а вступал в схватку с ритмом крупных городов и сел, получая повреждения – до нашего времени уцелело не так уж много афиш, хотя некоторые из них являются единственным напоминанием о давно утерянных фильмах и ушедшей эпохе.
Выставка в Довженко-Центре открыта до 27 сентября. Больше информации на сайте: www.dovzhenkocentre.org
Фото: Александр Заклецкий