Всего каких-то несчастных полгода-год назад каждая премьера Netflix (в особенности фильмы) была топ-событием в мире киноманов. «Ирландец», «Меня зовут Долемайт», «Брачная история»... Про сериалы и говорить не стоит — в этой категории всегда было что посмотреть. Но вот последние месяцы стриминг-гигант начал, скажем прямо, систематически разочаровывать своими релизами. Что же пошло не так? Неужели Netflix выбрали для себя другую стратегию? Или слилась сама аудитория? Давайте разбираться.
На спад качества производимого Netflix контента, как мне кажется, повлияло несколько важных факторов. Первым из них стало желание всех крупных студий обзавестись собственной стриминг-платформой. WB создали HBO Max, Disney миллиарды вбухали в Disney+, Amazon с HULU уже давно дышат в спину Netflix, да еще и Apple TV+ решили свои сериальчики клепать, пусть далеко не самые удачные. И это мы еще не вспомнили кучу разного рода провальных платформ, вроде Quilby, которая сильно облажалась, решив презентовать 10-ти минутные сериалы для IPhone в дни, когда люди сидели на карантине у экранов ТВ.
Роберт Де Ниро в фильме «Ирландец»
С таким богатым рынком конкурентов Netflix, очевидно, поджали хвост и решили окончательно забить на содержание и просто стрелять в зрителя новым контентом едва ли не каждый день. И вроде чем больше, тем лучше, но только из-за этого «больше» сериалы и фильмы хитами не становятся. Хотя качество картинки с актерами-звездами в кадре неизменно, оригинальность сценариев заметно страдает. Все последние проекты компании сильно похожи друг на друга: одноразовые боевики вроде «Старой гвардии» или «Проект "Сила"», о которых ты забываешь через день после просмотра, комиксные сериалы про избранных девушек «Монахиня-воин» и «Проклятая», однотипные документалки с шок-контентом, где какие-то девочки на протяжении 6-ти серий рассказывают одно и тоже про Джеффри Эпштейна, не развивая историю вообще.
Шарлиз Терон в «Старой гвардии»
Еще ничего, когда таких проектов один-два, но когда каждый релиз сделан по четкому шаблону, рождается сильное желание отменить подписку на Netflix и больше никогда к ним не возвращаться. Директорам Netflix следовало бы взять пример с братьев своих меньших Amazon Prime Video. Вот там ребята используют идеальную формулу: контент производится нечасто, но он настолько самобытен, что почти всегда становится событием. Причем неважно, что это, антисупергеройский хит «Пацаны», фестивальный триллер от Николаса Виндинга Рейна «Слишком стар, чтобы умереть молодым» или комедийная бомба «Удивительная Миссис Мейзел». Эти вещи настолько не похожи друг от друга, что и не скажешь, будто они — детище одной платформы. Каждый из этих кинопродуктов остается с тобой надолго после того, как ты его посмотрел.
«Удивительная Миссис Мейзел» via GIPHY
Amazon не пытаются стричь всех под одну гребенку, пихая свой эффектный логотип на одноразовые жвачки. Они экспериментируют, стараются не изобретать велосипед, а переосмыслять его под новым углом. И у них это выходит! Чего стоит только проект «Властелина колец» за 1 млрд. долларов — для него Amazon отменили производство нескольких предстоящих проектов (в том числе, экранизацию «Темной Башни» Стивена Кинга), просто чтобы больше ресурсов и времени потратить именно на мир Толкиена. И даже если сериал выйдет не самым удачным, в чем я сомневаюсь, одна попытка сделать его на высшем уровне заслуживает уважения.
Netflix, кажется, уже давно изменили подход к работе и действуют другими методами. Им не важно, получится фильм хорошим или нет. Для них главное запихнуть звезд первого эшелона на постеры, чтобы гарантированно получить рейтинг и закинуть продукт в свои ТОП-10 на сайте.
Кадр из «Проект "Сила"»
Также поперёк горла зрителей в контенте Netflix стали квоты. С этим пунктом многие могут не согласиться, да я и сам полгода назад бросил бы первым камень в того, кто начал говорить подобное. Но теперь это слишком, слишком очевидно. Ни один сериал или фильм Netflix не обходится без акцентов на том или ином угнетенном меньшинстве. И да, это должно быть в фильмах и сериалах, но не в таком количестве и не в каждом. Порой все доходит до абсурда: например, в боевике с Шарлиз Терон «Старая гвардия» огромную часть экранного времени уделяют персонажам-геям, вместо того, чтобы раскрыть главных героев (!) и получше познакомить нас с антагонистом. Я хочу сказать, что такие вещи в кино упраздняют само понятие «кино», превращая работы в парад лицемерных попыток всем угодить и никого не обидеть. Netflix не пытаются выдать хорошо проработанную историю, они бездумно тратят силы на квоты, без которых не дай бог выпустить релиз.
Кадр из сериала «Проклятая»
Ну и, как бы странно не прозвучало, еще большей проблемой является ориентированность на зрителя. Да, это во многом губит хороший контент, но даёт финансовое развитие Netflix. Платформа научилась идеально отслеживать предпочтения своих пользователей. Это даёт возможность индивидуально рекомендовать подписчику те или иные продукты, собирая, так сказать, общее арифметическое из его плейлиста. Это хорошая сторона медали. А плохая заключается в том, что на основе такого среднего арифметического Netflix и формируют «контент-план».
Допустим, так сложилось, что очень многие посмотрели фильм Майкла Бэя «Призрачная шестёрка» (ужаснейшая разноцветная безвкусица) — тогда Netflix фиксируют себе тренд на боевики и выпускают «Эвакуацию» с Крисом Хемсвортом, «Старую гвардию» с Шарлиз Терон и другие однодневки. Эти фильмы не пользуются спросом у прессы или критиков, у них средние оценки на Rotten Tomatoes, но ранее указанные элементы в виде популярных актеров, яркой картинки и незамысловатого сюжета не дают им провалиться. Востребованность рождает спрос. Таким образом, все превращается в замкнутый круг: люди смотрят, а Netflix производят еще больше подобного, потому что люди все-таки смотрят.
Сцена из сериала «Академия Амбрелла»
Конечно, нет худа без добра. В ближайшем будущем ожидается новый фильм Чарли Кауфмана «Я подумываю со всем этим закончить», триллер с Робертом Паттинсоном, Томом Холландом и Биллом Скарсгардом «Дьявол навсегда», недавно порадовало продолжение «Академии Амбрелла». Но пока эти проекты — приятное исключение в куче одноразового пластика.
Хочется надеятся, что перед наградным сезоном ситуация снова изменится и у нас будет возможность наслаждаться фильмами великих мастеров именно на Netflix. А пока что — продолжайте тусить на Amazon или HBO Max (в Украине их релизы выходят на Megogo), когда чудо произойдет — Yabl вам сообщит.