Проект TheatreHD от British Council Ukraine, благодаря которому мы годами смотрим в записи спектакли крупнейших театров мира, запустил новый сезон. Этой осенью на большом экране можно будет увидеть «Сирано де Бержерака» с Джеймсом МакЭвоем, взрывной мюзикл «Кинки Бутс», «Дона Паскуале» от «Метрополитен-опера» и, наконец, «Кориолана» с Томом Хиддлстоном. Именно последним TheatreHD открыл сентябрь.
Yabl сходил и рассказывает, стоит ли смотреть на любимого Локи в роли шекспировского протагониста.
Премьера постановки «Кориолан» в театре «Донмар» состоялась в 2014 году. Тогда режиссерка и руководительница театра Джози Рурк не то чтобы сделала ставку, но вообще пустила весь капитал своей фантазии на работу с кастом: кроме Хиддлстона, в спектакле сыграли такие сильные киношные актёры как Марк Гатисс (любимый Майкрофт из «Шерлока»), Дебора Финдли («Пуаро», «Ярмарка тщеславия» и другие), Биргитта Йорт Серенсен (сериал «Правительство»). Вообще то, что показывает «Донмар», с первых минут напоминает какой-то триеровский «Догвилль»: это уже не столько театр, сколько кино, с крупными планами и характерной съемкой, только запертое в условную разметку сцены.
Том Хиддлстон
Древний Рим периода Республики, в котором и происходит действие пьесы, создатели собрали и очертили очень условно: никаких тебе тог, прости господи, колонн и прочих лобовых элементов. Здесь стоит вспомнить, что и сам «Донмар» до средины ХХ века был складом для фруктов — такое сочетание грубой отделки, металла, простой мебели идеально подходит для мрачных склок, армейской атмосферы и изображения потасовок.
Сцена из спектакля
Каким бы простым и ленивым ни казалось оформление площадки (художница Люси Осборн), оно плотно связано с режиссерским решением. В самом начале спектакля на сцене чертят красной краской квадрат; после наступает темнота и в свету остается только этот кровавый периметр — вот вам, пожалуйста, границы будущей империи, месседж о том, что а) все, что случилось в Риме, остается в Риме и б) все, что случилось в Риме, утонет в крови. Ближе к изгнанию Кориолана из города внутри сцены появится и другой квадрат — черный, такая себе метка отщепенца-маргинала, эмблема трагической вины главного героя. На смысл работают и другие элементы: лестница у кирпичной стены, по которой Хиддлстон взбирается, освещенный проекцией из множества других движущихся лестниц, как бы поднимая вопрос «куда заведет меня гонка за великой славой?» (подсказка: никуда). Слоганы-надписи, ключевые стейтменты и возгласы народа, с которым в конфликте Кориолан, постоянно возникают на заднике и напоминают то ли грубые надписи на заборах, то ли не менее хулиганские граффити Бэнкси.
Сцена из спектакля
Одним словом, спектакль действительно аккуратно, здорово решен, и этого не отнять. Как не отнять и другого: если вы не ярый фанат крупных планов Хиддлстона и не поклонник-исследователь Шекспира, наблюдать за ними обоими в вакууме в течение трех часов может быть скучно. Так что зафиксируйте себе сразу, когда выбираете ивент от TheatreHD: хочется разгрома и веселья — надо идти на мюзикл, британскую комедию или оперу.
Марк Гатисс
А если чувствуете себя хоть немного сопричастным к когорте первых, стоит знать вот еще что: Джози Рурк ужасно бережно отнеслась к оригинальному тексту Шекспира и, не в пример большинству других режиссеров, перенесла на современную сцену едва ли не каждую его реплику. «Кориолан» — это не только парад драматического мастерства актеров-хедлайнеров, но и самая настоящая читка трагедии. Учтены здесь не только мельчайшие фразы, обороты речи, но и, можно сказать, эстетика барда as it is: спектакль не стали насыщать декорациями и условностями, а сделали все так, как любили творцы «кровавой трагедии мести» и римляне — натуралистично, холодно, с эпичной имитацией ран и шрамов, с кровью, со сценами драк.
В общем-то, если вы не знакомы с сюжетом (и не знаете, что Шекспир в пьесах любил кровь и мат), проект Британского совета может стать лучшим из возможных заменителей книги или аудиокниги. А если уже знакомы с коммерческими ролями Хиддлстона (иначе и быть не может) — маркером того, что и в скучном костюме, с тяжеловесным текстом роли можно оставаться харизматичным и притягательным.
Приятного просмотра!
Спектакль «Кориолан» идет в кинотеатрах Украины с 1 по 30 сентября. Афишу TheatreHD смотрите на сайте проекта.
Сцена из спектакля
Биргитта Йорт Серенсен