Совсем недавно закончился третий Bouquet Kyiv Stage — один из немногих фестивалей, которые этим летом проходили офлайн. Традиционно в роли хедлайнера на нем выступила Назгуль Шукаева — украинская исполнительница, которая гастролировала в Англии, Голландии, Бельгии, Ирландии, Польше, Китае и еще много где благодаря своему редкому голосу и уникальному стилю, соединяющему джаз, авангард и этно.
Yabl поговорил с Назгуль о зарубежных концертах и нетривиальной украинской музыке.
Назгуль, вы ежегодно выступаете на Kyiv Bouquet Stage. Почему первый раз решили принять участие?
Я много лет сотрудничаю с «Домом “Мастер Класс”». МК делал очень много музыкальных концертов для Киева, мы часто пересекались и незаметно это сотрудничество переросло в дружбу. В последние два года из плотного графика концертов я оставила два выступления в Киеве в год, оба они проходят под эгидой МК – на Bouquet Kyiv Stage и Рождественский концерт.
Фестивалю Bouquet Kyiv Stage в 2020 исполнилось три года. Несмотря на сложные испытания и трудности, он состоялся, и в этом героическая заслуга и неукротимый энтузиазм основателя Ирины Буданской и команды МК. Программа каждый год очень яркая — выставки известных художников и скульпторов, классические концерты, поэзия соседствуют с джазовыми выступлениями, авангардные перформансы, интеллектуальные беседы под ясенем Евгения Уткина, образовательные программы, мастер-классы, в том числе для детей. Все это — дух Букета, который организаторы дарят городу, и это невероятно интересно.
Выступление на Bouquet Stage 2019
А как вы пришли к тому, чтобы давать в Киеве всего два концерта в год?
Большая семья и масса проектов требовали внимания и концентрации. Однажды я поймала себя на мысли, что внутри появилось ощущение гонки. Ты перестаешь жить, не можешь остановиться, все время куда-то бежишь. Многие люди боятся остановиться, потому что бояться потерять то, что есть. Для меня не останавливаться сродни смерти.
Когда мы так бежим, мы теряем связь с внутренним миром. Сейчас я научилась замедляться, периодически замирая, и тогда восприятие пространства вокруг меняется. Начинаешь получаешь радость от полноты чувств, от объема жизненной силы.
Какие из проектов по-настоящему повлияли на вашу жизнь?
Каждый перформанс оставляет свой след в памяти. Один из самых близких мне проектов — «АЗИЯ ТЕНГРИ». Когда мы его готовили, я очень скучала по Казахстану, по своим родным. Запах полыни, бескрайней степи, топот лошадей, журчание ручья — все это реализовалось в смешении фьюжн и этно, в аутентичных старинных песнях Азии. Великолепный состав музыкантов предопределил для меня подъем в творчестве. Сейчас мы переименовались в “Nazgul Shukaeva Quartet”. Вместе с пианистом Алексеем Боголюбовым, басистом Валентином Корниенко и барабанщиком Аликом Фантаевым можно создавать новые реальности, летать хоть на луну и в другие галактики! Музыка с ними всегда по-новому разная, глубокая и легкая.
Назгуль Шукаева. Фото: Кира Кузнецова
В 2012 году благодаря агенству «Ухо» впервые исполняла монооперу «Алиса в стране Чудес» композитора Святослава Лунева. И это был настоящий сдвиг в моем сознании. Было даже страшно, не было навыка исполнения классического авангарда и впервые камерный оркестр — «Киевские Солисты» с дирижером Владимиром Сиренко. Думала, вдруг не справлюсь, вдруг не получится?
Счастлива, что тогда не убежала в зону комфорта привычных джазовых стандартов.
В Голландии неоднократно выступала с джазовыми музыкантами, проекты которых курировал известный фотограф Аркадий Митник. В Англии и Ирландии существует проект с Лесей Здоровецкой (вокалистка группы Dislocados — Yabl) под названием “Era” — иногда к нашему необычному дуэту присоединяются музыканты из других стран. На премьере монооперы “Энтропия” композитора Андрея Мерхеля в Польше местная публика поразила меня теплотой и открытостью.
Один из самых душевных и красивых проектов — дуэт с пианисткой и композитором Владиславой Бучко. Во время карантина спонтанно и играючи записали душевный, глубокий альбом “Aspiration” на студии #NaHatiRecords. Многие песни в альбоме сочинены Владой и есть несколько совместных. Впервые мы исполнили эти песни на Bouquet Kyiv Stage.
Конечно, огромное значение имеет пространство. Я очень люблю уникальные места. Например, несколько дней назад в Одессе в театральном пространстве ТЕО прошел фестиваль Мedia Art Fest “Наследие. Диалоги”. ТЕО — это уникальное историческое место силы с живой историей, у меня там проходят перформансы не первый год.
У вас была интересная коллаборация в рамках Kyiv Bouquet 2020 — с Катей Кистень и D'arts Dance Project. Вы выступали и с Юрием Прохасько на PORTO FRANKO, и с вокальным ансамблем Alter Ratio на Gogolfest… Какие коллаборации запомнились больше всего?
До сих пор чувствую послевкусие от взаимодействия с Катей Кистень на сцене. Готовясь к репетиции, я знала Катю как гениальную актрису, но, услышав ее сильный и красивый голос, просто остолбенела от неожиданности!
И еще ужасно люблю сотрудничать с Alter Ratio. Проект на музыку Meredith Monk показал, что ансамбль не только вокально исполняет сложные произведения, но и обладает актерским и хореографическим талантом.
Alter Ratio на Gogolfest
Вы когда-нибудь представляли, что будете заниматься не музыкой, а чем-то другим?
Да. Очень даже! Я занималась долгое время спортом, в частности, дзюдо. В юности мне очень хотелось стать тренером по дзюдо. И я ужасно ругалась с мамой по этому поводу! Говорила ей, что пойду поступать на тренера, а она мне в ответ: я тебе пианино покупала, 8 лет кредит выплачивала, пойдешь поступать в музучилище (при том, что я уже закончила музыкальную школу)! На самом деле, я за это маме благодарна.
Но здесь все-таки важно не привязываться к привычному образу себя. Человек — это многомерное существо. Нужно внимательно слушать, что тебя волнует, от чего ты получаешь радостное умиротворение, и заниматься этим.
Выступление с D'arts Dance Project на Bouquet Stage 2020. Фото: Юра Грязнов
Как вам удается совмещать семейную, личную жизнь с рабочим графиком?
Определенное время я нахожусь только с детьми, в другое время путешествую и еще какой-то период только готовлюсь к концертам. В этом соблюдается очень строгий баланс. Если я чувствую, что происходит перекос в какую-то сторону, пространство и люди начинают сигналить. Ну и, конечно, все зависит от близких людей: как они понимают тебя, как чувствуют. У меня великолепный муж! У него огромная сила даже не терпения, а понимания. Потому что терпение — это про другое. У нас большинство проблем как раз из-за того, что мы слишком терпеливый народ. Мы привыкли терпеть, а вот понимать — куда сложнее.
Что или кто оказал ключевое влияние на ваш стиль?
Когда я была маленькой, из нашего красного кассетного магнитофончика доносились звуки Pink Floyd, Led Zeppelin, Высоцкого.
В юности в нашем городке (Уральск) я пела в рок-группе Janis Joplin и многих других. Чуть позже в нашем городе появился джазовый гитарист Вадим Нагуманов и обратил нас всех в свою веру. Неизменно переслушивались Billie Holliday, Ella Fitzgerald, Anita O’Day, Chaka Khan и т.д.
10 лет назад я увлеклась горловым и обертонным пением народов Азии. Есть уникальные стили, имитирующие звуки птиц, животных. Для меня лично природа — это бесконечный источник вдохновения. Это совершенная музыка, у нее можно учиться бесконечно.
И, конечно, влияли каждый композитор, каждый музыкант и каждый слушатель. Потому что все мы – и исполнители, и аудитория, являемся частью одного большого процесса. Безусловно, мы все оказываем влияние друг на друга. Когда-то польский режиссёр Грабовский сказал: “Зритель — это свидетель происходящего на сцене”.
Выступление с D'arts Dance Project на Bouquet Stage 2020. Фото: Юра Грязнов
Расскажите о своем любимом кино, о любимых режиссерах!
Впервые увидев фильм “Рассекая волны” Ларса фон Триера, я была потрясена. Триер всегда говорит о том, о чем не принято, в своей жесткой и суровой манере. ”Дети небес” Маджида Маджиди — с первых минут погружаешься в запах детства. ”Зеркало” Андрея Тарковского — это вечный фильм о времени, его скоротечности. «Слова не могут передать всех чувств человека. Они какие-то вялые...», — могу повторить вслед за героем.
Конечно, “Женщина в песках” Хироси Тэсигахара. Мне было 11 лет, когда я впервые, на каникулах у бабушки, в степи, прочитала произведение Кобо Абэ. Погружаясь в него с каждой страницей, я словно начинала чувствовать песок в ноздрях, во рту, по всему телу. Меня затягивало туда, в эту яму. Позже, посмотрев фильм, я долго думала об одиночестве, свободе и порой о бессмысленности нашего существования.
Очень люблю “Мосты округа Мэдисон” Клинта Иствуда! Каждый из нас мечтал или мечтает встретить настоящую любовь. И неважно, на четыре дня или на целую вечность. Все эти картины очень срезонировали со мной в свое время, глубоко зацепили.
А кого из музыкантов сейчас слушаете?
Джесси Норман, Кит Джаррет, Сильвия Перез, Мередит Монк, Уэйн Шортер.
D'arts Dance Project на Bouquet Stage 2020. Фото: Юра Грязнов