После карантинных запретов и самоизоляций хедлайнер украинского театрального процесса театр «Золотые ворота» наконец-то открыл новый сезон – «Сезон твоей силы» и выпустил премьеру – «MUDAK». Режиссеркой спектакля стала ученица Стаса Жиркова – Таня Губрий.
Таня Губрий довольно часто обращается к современной украинской драме и прозе, поэтому новая постановка не стала исключением. Работа над пьесой «Мудак» Андрея Бондаренко, которая впервые была представлена на «Тиждне актуальной пьесы» 2019, в 2020 году обрела новые, почти пророческие смыслы в контексте наших реалий: пандемия Covid-19, неолиберальное движение, погромы, скандалы с Джоан Роулинг, трансгендерами и менструирующими людьми, изменения на «Оскаре»…
Артем Плёндер
Итак, две тысячи какой-то год. Человечество заселило Марс, провело интернет на Луну, направило поток инстаграм-сториз на Сириус, устраивает концерты классической музыки в Антарктиде, гомосексуалы давно обрели равные права… Кажется, вот она – идиллия. Но, на самом деле, не все так сказочно: на планете царит эпидемия грусти. А все потому, что какой-то мудак китаец (зачеркнуто) украинец заразился – съел мясо дельфина-самоубийцы, выбросившегося на берег курорта Кирилловка. Да к тому же, появилась еще и сексуальная девиация – совокупление с растениями, и те, кто практикуют подобные утехи – дендрофилы, или по-простому – дровоёбы, которых отлавливает эко-полиция.
Олег Стефан и Кристина Любая
Именно в таком мире и живет больной грустью главный герой Михаил (Артем Плёндер). Грусть по замыслу создателей спектакля у него проявляется то как заикание, то почти как эпилепсические припадки. Обитает же Михаил у своей больной тетки в квартире, представленной минималистичной сценографией: в глубину черного кабинета вмонтированы футуристические витрины, поверх которых пускается проекция, изображающая некую разноцветную субстанцию – искусственный интеллект Ореста. Есть здесь и несколько живих растений в горшках. Сюда же является и Мелузина или просто Зина (Кристина Любая), девушка, которая чтобы заработать денег притворяется айфрендом, роботом для секс-услуг. Она также болеет грустью, но, в отличие от героя, «нормальная», она лечится.
Кристина Любая
Актеру Оресту Пастуху в спектакле досталась почему-то не роль Оресты, а роль недалекого и обозленного (почти «карпатского зомби») гомосексуала эко-полицейского. Хотя, он и получил компенсацию в образе своего сценического партнера – актера театра на Левом берегу Олега Стефана. Правда, внешне полицейские-гомосексуалы (несмотря на две тысячи какой-то год) в спектакле продолжают выглядеть стереотипно: блестящая форма, блестинки в бородах, а поведение их еще далеко от того, как ведут себя «нормальные гомосексуалы» – актеры пока стесняются каждого своего жеста.
Артем Плёндер, Олег Стефан
Если один из последних популярных спектаклей Тани Губрий в театре «Золотые ворота» – «Бери от жизни всё» – «матюкливая» комедия, то «MUDAK» скорее драма. Сам театр определяет жанр спектакля как «баллада о сексе, деревьях и будущем». Странно – баллады, в основном, бывают о прошлом. Хотя, если вспомнить балладу о детях в лесу, отданных злым опекуном для расправы двум разбойникам, вполне подойдет: в спектакле Золотых с главным героем в лесу расправляются всё те же два полицейских. Несмотря на подобный финал, в сцене, когда герой Стефана розрезает ножницами майку главного героя, внимателый зритель сможет разгледеть у Артёма почти под сердцем небольшое тату – Happiness, почти знак, что какая-то надежда есть.
Артем Плёндер, Кристина Любая
Кстати, в самом начале зрителей предупреждают, что спектакль может вызвать возмущение, и именно этого создатели добиваются. Но пока все смотрится вполне девственно, даже робко, так сказать, в условной манере, – особо не надейтесь, никто на сцене не будет воспроизводить настоящий половой акт с колодой или закалывать кого-то сучком. Вместо этого – проекции лесов, окрашенные в цвета украинского флага. И если у драматурга деревья в конце грозно замирают над убийцами, то в спектакле, как и в жизни, эко-ментам точно все сходит с рук.
Сцена из спектакля
И пьеса, и спектакль «Золотых» мучаются вопросом: какой же он, мудак обыкновенный? Мудак – тот, кто не сортирует мусор, кто не может себе позволить органический фалафель, жрет мясо, и не может отключить социальную рекламу? Или тот, кто под щитом всевозможных прогрессивных лозунгов десятки лет сохраняет свою прогнившую костную суть? Кто же мудак: тот, кто смог заработать на айфренда, или тот, кто все еще предпочитает человеческие отношения? Если зрителю сложно понять – ему поможет фейковый айфренд. Во время спектакля Зина выходит на сцену с камерой в руках и начинает рандомно снимать close up зрителей, чтобы уже точно никто не засомневался, кто здесь мудак, а кто – нет, и о ком вообще идет тут речь.
Каст спектакля
В целом, поклонники театра драматурга должны остаться довольны. Да и те, кто не знаком с текстом пьесы, думаю, тоже.
Кстати, команда спектакля вместе с Андреем Бондаренко дописали новый финал, добавив в копилку вопросов еще и вопрос нашего выбора, а также того, как просто упустить в жизни свой шанс… Так что, берите своих айфрендов, колоды, живых друзей (если вдруг у кого есть) и идите в театр повышать уровень эндорфина, пока Ореста не вынесла вам мозг социальными новостями.
Фото: Артём Галкин, Анастасия Мантач