Депардье принял православие. «Оскар» ввел квоты для угнетенных. Трампа собрали из фаллосов. Женскую премию поставили под сомнение. Книгарне «Є» объявили бойкот. Кличко открыл фонтан с архангелом. Ультраправые сорвали показ фильма «про сатанистов». «Атлантиду» выдвинули на «Оскар».
Месяц начался с очередной потешной новости о Жераре Депардье: 4 сентября он принял православие. Самый популярный в мире французский актер рассказал, что ему нравятся православные богослужения и что он много общался с русскими священниками. Своим наставником в вере Депардье назвал митрополита Псковского и Порховского Тихона, духовника Владимира Путина. Любопытно, что годом ранее в фильме Фанни Ардан «Диван Сталина» Депардье сыграл заглавную роль – конечно, Сталина, а не дивана. Кажется, еще никогда медийный образ 71-летнего актера не был таким цельным.
Другой милой новостью порадовал сайт cleveland.com, рассказавший о портрете Дональда Трампа, который создает местный художник Стефан Манка. Произведение Манки можно отнести к разряду монументального искусства – его размеры составят 5 на 8 метров, вес – больше двух тонн. А теперь о главном: изображение нынешнего американского лидера Манка выкладывает из более чем двух тысяч медных фаллоимитаторов. Художник намерен возить свое творение за кортежем Трампа во время предвыборной кампании, чтобы показать американцам истинное лицо их президента.
Самой резонансной историей сентября в области культурки стали новые требования Американской киноакадемии, которым с 2024 года должны удовлетворять ленты в оскаровской номинации «Лучший фильм». Квоты для женщин, этнических меньшинств, представителей ЛГБТ-сообщества и людей с ограниченными возможностями вызвали возмущенные реплики в духе «куды мы котимся?!», разъяснения мэтров кинопроцесса о том, что ничего плохого в новых правилах нет, а также шквал более и менее удачных шуток. Автор этих строк согласен со всеми: котимся мы интересно; если присмотреться, никакой катастрофы не случилось; все это, даже если полезно, и впрямь смешно.
С угнетенными группами, в частности с женщинами, на самом деле масса сложностей. Об этом напомнила Кристина Муркетт, колумнистка британского еженедельника The Spectator, отреагировавшая на присуждение 25-й по счету Женской премии за литературу. Награда досталась шотландской писательнице Мэгги О'Фаррел за роман «Хамнет», рассказывающий о жене и детях Шекспира, но это дело десятое: Муркетт усомнилась в том, что Женская премия вообще нужна. Непреодолимый парадокс: защищая права некой группы, мы тем самым настаиваем на особых свойствах представителей этой группы, что многие из них считают унизительным. Как ни крути, все плохо.
И снова о Сталине. О нем на Венецианском кинофестивале после показа своей картины «Дорогие товарищи!» завел речь Андрей Кончаловский. Режиссер заявил, что развенчание культа личности Сталина стало «плохим решением» Хрущева и процитировал фразу Мао Цзэдуна: «Хрущев идиот, он предал коммунизм». Кроме того, Кончаловский резко осудил современную цивилизацию – за изобилие информации и отсутствие дефицита. По мнению режиссера, удовлетворение постоянно растущих потребностей ведет человека к полуживотному состоянию, но он надеется, что Россия этого не допустит. Филиппики Кончаловского настолько прекрасны, что можно оставить их без комментариев.
В Украине культурный сентябрь ознаменовался шумным скандалом вокруг сети магазинов «Кныгарня «Є». Самый патриотичный книжный ритейлер страны имел неосторожность заявить, что сегмент российской книги на украинском рынке остается чрезвычайно большим (50-70%), а значит, сеть «вынуждена учитывать это в планировании своей дальнейшей работы». «Є» тут же обвинили в зраде, прежние поклонники заявили, что ноги их больше в магазинах сети не будет и призвали к общенациональному бойкоту кныгарни. Прелесть в том, что меньше года назад «Є» обвиняла крупнейший книжный интернет-магазин Украины Yakaboo в тех самых грехах, в которых теперь созналась сама.
19 сентября мэр Киева Владимир Кличко открыл на Владимирской горке фонтан, представляющий собой многократно увеличенную копию ювелирной миниатюры фирмы «Лобортас» «Архангел Михаил на колоколе». Искусствоведы и арт-критики тут же назвали трехметровое произведение садово-паркового искусства в лучшем случае неуместным, а в худшем – уродливым. Интересная деталь: авторы скульптуры сочли, что она может стать объектом атаки вандалов (видимо, тех же искусствоведов и арт-критиков), поэтому спроектировали ее таким образом, чтобы залезть на архистратига и что-нибудь от него отломать было невозможно.
Днем позже в столице отличились непримиримые борцы за общественную мораль. Ультраправая группировка «Традиции и порядок» сорвала в Доме кино показ документального фильма «Во славу тьмы?» американского режиссера Пенни Лейн. В рядах активистов присутствовал священник, препятствовавший распространению антихристианской заразы при помощи иконы. Картина Лейн рассказывает историю «Сатанинского храма», основанного в 2013 году выпускниками Гарвардского университета для противостояния консервативным тенденциям в американском обществе. На Rotten Tomatoes «Во славу тьмы?» получил 96% позитивных отзывов, а The Observer включила его в список 20 документальных лент, которые нужно посмотреть для понимания современного мира и исследования религиозной свободы.
К счастью, без скандала обошлось выдвижение национального фильма на «Оскар». Украинский оскаровский комитет закономерно остановил свой выбор на антиутопии Валентина Васяновича «Атлантида», завоевавшей ряд призов на международных кинофестивалях. Украинская премьера фильма состоялась онлайн на Одесском международном кинофестивале, на сайте ОМКФ ленту можно будет посмотреть с 4 по 10 октября, а в прокат она выйдет 5 ноября. Пока вы будете придирчиво оценивать картину одного из лучших украинских кинорежиссеров, Yabl продолжит собирать новости культурки со всего мира. В октябре их, увы и ах, меньше не станет.