Верлен и Рембо: любовь после гроба. «Атлантида» всюду лучшая. Еще один «Лифон» для Жадана. Борщ – наше наследие. Глик вам не глюк. Медведчук пропиарил Стуса. Строцева посадили на 13 суток. Вандалы напали на Берлин. Бунине воздвигли памятнике. «Синистер» страшнее всех.
В конце сентября во Франции закипели страсти, в начале октября аромат кипения распространился по миру. На имя президента Макрона поступила петиция с призывом перезахоронить прах Поля Верлена и Артюра Рембо а) в национальном Пантеоне; б) в одной гробнице. Французские интеллектуалы раскололись на два лагеря: одни считают, что великие поэты-любовники должны и после смерти лежать вместе, другие заявляют, что этим аморальным типам в главной национальной усыпальнице страны не место. Противники перезахоронения также напоминают, что Верлен с Рембо постоянно ссорились и первый чуть не застрелил второго из револьвера. Макрон на петицию пока не отреагировал.
Гран-при Одесского международного кинофестиваля, который в этом году прошел осенью и онлайн, достался фильму «Ужин в Америке» американского режиссера Адама Ремейера. Если зрители, определяющие победителя ОМКФ посредством голосования, как обычно, предпочли ленту с комедийными обертонами, то жюри наградило «Золотым Дюком» «Атлантиду» украинца Валентина Васяновича, ленту куда более мрачную. Характерно, что в конце октября от Национальной премии кинокритиков «Киноколо» «Атлантиде» также досталось звание лучшей полнометражной картины года. 5 ноября самый титулованный украинский фильм 2020-го выходит в прокат, спешите видеть.
У Жадана теперь два лифчика, Нет-нет, Сергей не трансвестит и даже не фетишист. Бюстгальтер первенства ему второй год подряд как самому сексуальному деятелю украинской культуры присудила премия «Золотой лифон». На странице премии в фейсбуке отмечено, что к числу добродетелей Жадана относятся писательский талант, доброта, светлый ум, чувство юмора, любовь к людям и т.д.. Ближе к концу в длинном списке достоинств неожиданно появляется слово «сексуальность», напоминающее о том, что это все-таки премия «Золотой лифон», а не «Золотые брюки» или «Золотая шапка».
Экспертный совет при министерстве культуры и информационной политики рекомендовал включить в Национальный перечень элементов нематериального культурного наследия Украины приготовление борща. Следующим шагом станет предложение внести борщ в соответствующий перечень ЮНЕСКО, где уже находятся такие выдающиеся кулинарные явления, как, например, бельгийское пиво, грузинское вино и южнокорейское кимчхи. «Российская газета» забила тревогу – мол, украинцы собираются присвоить исконное русское блюдо. Накося выкуси, РГ, борщ наш. В отличие от Крыма мы его вам ни за что не отдадим.
Нобелевский комитет в очередной раз удивил широкую окололитературную общественность. Премия за 2020 год досталась Луизе Глик – именно так, через «и», а не через «ю» произносят ее фамилию американцы. Профаны испустили свой любимый возмущенный вопль: «Да кто это ваще такая?!». Профи заметили, что ваще-то Глик – такая поэт-лауреат США, обладатель «Пулитцера» и еще трех десятков литературных наград. Понятно, что за пределами Соединенных Штатов Глик известна куда меньше, чем Исигуро или Токарчук. Если в зарубежной прозе широкая окололитературная общественность еще как-то ориентируется, то зарубежная поэзия для нее сущий глюк.
Украинская Фемида в октябре удивляла еще больше, чем Нобелевский комитет. Дарницкий районный суд Киева обязал Вахтанга Кипиани и издательство Vivat удалить из книги «Дело Василия Стуса» три фразы, якобы порочащие честь и достоинство Виктора Медведчука. Следствием этого судебного решения стали тысячи возмущенных постов в фейсбуке, резкое увеличение спроса на книгу Кипиани, десятки акций в ее поддержку и куча фотожаб, которые порочили честь и достоинство Медведчука куда сильнее, чем те три злополучные фразы. Известное дело: нет лучше способа подогреть интерес к какому-либо культурному продукту, чем попытаться его запретить.
Еще одна неприятная новость месяца оказалась связанной с политикой. 21 октября перестал выходить на связь ведущий русскоязычный поэт Беларуси Дмитрий Строцев. На следующий день стало известно, что его задержали и осудили на 13 суток – как пишут коллеги, «за то, что гулял по улице». Да, времена относительно вегетарианские, лукашенковский режим в отличие от сталинского поэтов не убивает, в отличие от брежневского не отправляет в ссылку, но радоваться этому все равно как-то не получается. Зато можно радоваться замечательным текстам Строцева – например, его чудесному, похожему на песню стихотворению «Отец и сын».
Пока в Минске лютует нелегитимная власть, в Берлине распоясались загадочные вандалы. 20 октября Фонд прусского культурного наследия сообщил, что еще семнадцатью днями ранее в Пергамском музее, Старой национальной галерее, Новом музее и других культурных учреждениях знаменитого «Музейного острова» варвары облили маслом около семидесяти (!) экспонатов – скульптур, картин XIX века, древних саркофагов. По мнению газеты Die Zeit, это самый масштабный акт вандализма в Берлине после Второй мировой войны. Личности нападавших не установлены, их мотивы неизвестны.
Есть и веселые новости, и откуда же они возьмутся, как не из Одессы. 23 октября там торжественно открыли памятник Ивану Бунину. Скульптуру поэта и прозаика, размером с небольшую собачку, установили на Княжеской, 27, возле дома, где Бунин жил перед эмиграцией. Главная прелесть памятника все-таки не в карликовой величине, а в подписи на постаменте. Пытаясь продемонстрировать верность старой русской орфографии, автор скульптуры Серафим Чаркин влепил вместо ера (ъ) ять (ѣ), вследствие чего Бунин превратился в Бунине. Похоже, на церемонии открытия памятника ляпа никто не заметил.
Отдав должное смеху, закончим страхом. В преддверии Хэллоуина Forbes опубликовал данные исследования, посвященного фильмам ужасов. Сайт broadbandchoices отобрал 50 лучших картин в этом жанре и продемонстрировал их зрителям, снабженным системой измерения пульса. Оказалось, что самые высокие показатели сердечных сокращений и самые резкие перепады сердечного ритма вызвал просмотр ленты «Синистер» (2012). Теперь картина американского режиссера Скотта Дерриксона имеет официальный статус самого страшного фильма всех времен и народов. Если окружающая действительность кажется вам ужасной, срочно смотрите «Синистер» – он еще страшнее, чем ваша жизнь.