Современные технологии позволяют создать магию кино без особых жертв со стороны участников съемочного процесса. В то же время есть актеры и режиссеры, которые настолько погружаются в работу, что наносят вред своему психическому и физическому здоровью. Прием наркотиков, вырванные зубы и экстремальное похудение — это лишь то немногое, что приходилось делать, чтобы зритель поверил в происходящие на экране.
О трагических и забавных способах вжиться в роль рассказываем в этом материале.
Николас Кейдж и зубы
Долгое время в интернете гуляла легенда о том, как Николас Кейдж избавился от зубов ради съемок в драме Алана Пакера "Птаха". Актер вырвал зубы без наркоза, чтобы прочувствовать боль молодого ветерана войны, который лишился рассудка и пожелал стать птицей. Кроме того, Николас носил 5 недель хирургическую повязку, что привело к воспалению лица и деформации челюсти.
На самом деле у 20-летнего Кейджа не до конца выпали молочные зубы. Если бы стоматологи их не удалили, то у него сформировался бы неправильный прикус. Так получилось, что операция пришлась на время съемок. Внимательный зритель заметит, что до войны у Птахи все зубы на месте, а вот после вьетнамской кампании их не хватает. То, что персонаж Кейджа стал более колоритным из-за вырванных зубов — вопрос скорее случая, нежели самобичевания.
Повязка же действительно вызвала воспаление кожи. Но как только проблему заметили, актер стал чаще снимать бинты и давать лицу возможность "отдохнуть". Когда работа над "Птахой" завершилась, Николас вставил себе керамические виниры, чтобы поражать всех белоснежной улыбкой.
Сумасшедший ЛаБаф
В 2013 году Шайа ЛаБаф решил основательно подготовиться к съемкам в фильме о танкистах Второй мировой под названием "Ярость". Можно сказать уверенно, что поверили ему все. Получив роль, он записался в американскую нацгвардию и месяц прожил в бараке с другими солдатами. К началу съемок он набивает на руке татуировку и делает порезы на лице. Ежедневно их приходится раскрывать, чтобы они не затягивались и выглядели воспаленными.
Ко всему прочему он не моется 16 недель. Вонь стоит такая, что другие актеры, в особенности Бред Питт, начинают возмущаться. Понять их можно, поскольку сниматься приходилось в плохо вентилируемых танках старого образца. В результате ЛаБаф отправляется жить в дешевый мотель. Кроме того, он просит дантиста вырвать ему зуб.
Шайа ЛаБаф всегда славился эксцентричным поведением. Перед съемками "Самого пьяного округа" он изрядно напивался, чтобы иметь похмельное лицо. А для фильма "Опасная иллюзия", в котором фигурирует "карпатский экстази", он принимает ЛСД. Будучи под кайфом, актер дерется с режиссером Фредриком Бондом.
На премьеру картины Триера "Нимфоманка" ЛаБаф пришел с надетым на голову пакетом, на котором красовалась надпись: "Я больше не знаменитость". На вопрос журналистов о том, как ему было участвовать в сексуальных сценах, он ответил просто: "Чайки летят за траулером, потому что надеются, что сардины будут падать в море".
Эта фраза принадлежит футболисту Эрику Кантону. Спортсмен произнес её на пресс-конференции 1995 года после драки во время матча "Манчестер Юнайтед" против британского клуба "Кристал Пелас". Кантона вначале повздорил с защитником "Кристал Пелас" Ричардом Шоу, а после игры поднялся на трибуну и ударил ногой по лицу британского болельщика, выкрикивавшего в адрес Эрика оскорбления.
Масло вместе лубриканта
Итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи в 2013 году во время выступления на Французской синематике в Париже сделал скандальное заявление: актриса Мария Шнайдер не знала о сцене с изнасилованием в "Последнем танго в Париже" 1972 года, в которой вместо лубриканта использовалось сливочное масло.
Бертолуччи признался, что желал получить от Марии реальные слезы, ненависть и страх. В изначальном сценарии "эпизод с маслом" отсутствовал. Его придумал Марлон Брандо, исполнивший одну из главных ролей.
Безусловно, реальный полового акта не было, но даже момент, когда к промежности прикасаются намасленной рукой, а ты не понимаешь, где правда, а где вымысел, явно не сулит ничего хорошего для психики. Мария ненавидела Бертолуччи всю свою жизнь, хотя и тепло относилась к Брандо. В интервью 2007 года она вспоминала, что Брандо не извинился перед ней и даже не попытался утешить актрису. На момент съемок Марии Шнайдер было 19 лет, а Брандо — 48. Она получила настолько сильную душевную травму, что впала в затяжную депрессию и стала принимать наркотики. На длительное время масло было исключено из её рациона.
Бертолуччи понимает, что ужасно поступил с Марией, но о содеянном не сожалеет.
"Снимать не могу, кончился гашиш"
Бертолуччи прославился не только скандальными сценами, но и тем, что учил своих коллег "плохому". Во время съемок четырехсерийного фильма "Сибириада" 1979 года Бертолуччи передал режиссеру Адрону Кончаловскому гостинец — кусочек гашиша.
В 2010 году брат Кончаловского Никита Михалков в интервью рассказал о дегустации "коричневой козявки".
"Большая коричневая козявка. И вот мы сели – Александр Адабашьян, Андрон и я. Не зная, что с этим делать, мы всю эту козявину засунули в сигарету. Курнули, и через пару минут Андрон, обняв унитаз, кричал маралом в туалете. А у нас с Адабашьяном началась чудовищная смеховая истерика. Мы сидели у Андрона на втором этаже, а сами жили на четвертом. И с часу ночи до четырех утра мы на четвереньках шли эти два этажа. Утром я проснулся — меня как будто били палками по прессу. Это было что-то невероятное… Но потом я научился смеяться и без наркотиков, поэтому, в общем, я не пользуюсь", — рассказывает Михалков.
Он добавляет, что когда Кончаловский протрезвел, то отправил председателю Госкино Филиппу Ермашу телеграмму: "Снимать не могу, кончился гашиш".
Анорексичный Кристиан Бейл
Сейчас с помощью грима, освещения и спецэффектов можно безболезненно изменить облик актера. Но Кристиан Бейл, как настоящий профессионал, предпочитает преображаться самостоятельно. Для роли Тревора Резника, который год не спал и мало ел, в картине "Машинист" Бейл решает экстремально скинуть вес. За четыре месяца он худеет почти на 30 килограмм, и в целом весит 50 килограмм. В фильме он выглядит, как и на тот момент в реальности, — болезненно: бледный цвет кожи, впавшие щеки, синяки под глазами, а по выпирающим костям можно изучать анатомию.
Бэйл рассказывал, что чувствовал себя отлично, зная при этом о последствиях для организма таких экстремальных диет. По его словам, в день он съедал банку консервированного тунца, одно яблоко и выпивал три чашки кофе (если подсчитать грубо, это не больше трех-четырех сотен килокалорий). С голодом он боролся путем чтения книг и банально "запивал" его водой.
Несмотря на "потрясающий" результат, рекомендовать подобную диету мы бы не стали читателям. Во-первых, значительно увеличивается риск остановки сердца. Если же вы наберете вес снова, то проблемы с сердечно-сосудистой системой никуда не денутся. Кроме того, быстрое похудение очень часто сопровождается последующим быстрым потолстением после завершения голодовки, поскольку организм начинает компенсировать утраченные ресурсы. Во-вторых, поедания тунца в большом количестве может спровоцировать болезнь Минаматы, когда ртуть в рыбе начинает накапливаться внутри, поражая нервную систему.
Хоакин Феникс и удар по репутации
В 2009 году Кейси Аффлек приступает к съемкам мокьюментари "Я все еще здесь" о Хоакине Фениксе. Сюжет фильма посвящен знаменитому актеру, решившему покинуть Голливуд и стать звездой хип-хопа. Он выглядит как раздолбай, тонет в разврате и наркотиках, а также пытается записать дурацкий микстейп. Картина задумывалась как пародия на реалити-шоу, а поэтому режиссер и актер, являясь хорошими друзьями, решают разыграть всех окружающих.
В упомянутом году Феникс пришел на шоу Леттермана, потолстевший, заросший и неряшливо одетый. Вместо адекватных ответов он бормочет что-то невнятное во время интервью. Зрители пускают слух, что у Хоакина поехала крыша. Кинокритики "хоронят" блистательную карьеру Феникса и надеются на его скорейшее возвращение (или выздоровление).
После показа "Я все еще здесь" на 67-м Венецианском международном кинофестивале, многие начинают понимать, что их надули. И это вызывает скандал, несмотря на то что картина Аффлека поднимает довольно серьезную тему экзистенциального кризиса, который рано или поздно настигает всех художников.
Хоакин нанес серьезный удар своей репутации. Он думал, что его больше никогда не пригласят на "большую" роль. На самом деле работа Аффлека очень хорошо вписывается в концепцию метамодернизма, когда произведение с серьезной темой преподносится в постмодернистском ироничном ключе. Наверное, со временем её справедливо оценят. Ведь этот неудачный розыгрыш подтверждает идею писателя Дэвида Ф. Уоллеса: люди все еще желают быть наивными, чтобы искренне испытывать эмоции, несмотря на их постоянное стремление притворяться в обществе и "защищать" себя высмеиванием серьезных проблем.
Жертва "Пианисту"
Эдриан Броуди справедливо гордится своей ролью в фильме "Пианист" Романа Полянски. Чтобы прочувствовать судьбу польского музыканта Владислава Шпильмана, он продал машину, отключил телефон, взял минимум вещей и отправился жить в Европу. Он брал уроки игры на пианино (хотя в картине его заменял дублер) и мало питался, стараясь пережить физиологические и психологические испытания жертв нацистского режима.
"Есть пустота, которая приходит с настоящим голодом, чего я не испытывал. Я не мог бы сыграть роль так, не зная об этом. Я испытал потери, я испытал печаль в своей жизни, но я не знал отчаяния, которое приходит с голодом", — рассказал Броуди BBC.
Более того, во время подготовки к съемкам у него не ладятся отношения с девушкой, и они решают разойтись. Перевоплощение приводит Броуди к затяжной депрессии.
В результате страдания актера высоко оценили. На момент получения "Оскара" ему было 29 лет, и он стал самым молодым лауреатом премии в этой номинации. Полянски пригласил Эдриана исполнить роль после долгого и мучительного кастинга, в котором приняли участие 1400 человек.
Роль в "Пианисте" была решающей для его карьеры. В одном из интервью он скажет, что "анонимность — это большая роскошь".
"Лишиться анонимности — понести большую потерю. Ты лишаешься способности наблюдать за другими, не наблюдая за собой. А для актера это является ключевым инструментом", — рассказывает Броуди.