Yabl поговорил с режиссером одной из ТОП 10 лучших опер современности и автором новой музыкальной эстетики в Украине, Владом Троицким. О проекте NOVA OPERA, новом пространстве современного искусства и о том, какой может и должна быть современная музыка.
Начнем с подытоживания. Какой путь проделал Иов с момента премьеры?
Это уже где-то 30-ый спектакль. Он был показан в Нью-Йорке, Копенгагене, Париже, Роттердаме, он также проехал по всей Украине, разумеется. Это вообще уникальный случай, когда опера способна так долго оставаться в “живом” состоянии и быть актуальной для многих, совершенно разных стран.
С чего все начиналось?
Началось все с моего намерения сделать оперу по “Энеиде”. Я прослушал первые эскизы Ромы Григорива и Ильи Разумейко, это было неплохо, но недостаточно убедительно. Потом Илья поиграл другие свои композиции, и я понял, что эта история должна быть о другом, поэтому предложил взять библейский сюжет — либо историю Иова, либо Апокалипсиса, и в итоге победил Иов. Отсюда же родился наш библейский цикл - “IYOV”, “ARK/Ковчег” и “Вавилон”.
Роман Грыгорив и Илья Разумейко
Что-то радикально менялось за годы существования спектакля?
Каждый показ, каждая публика и каждая новая страна приносила нечто новое в оперу, но радикальных изменений не было. IYOV уже своей исходной идеей был достаточно мощным, и главное подтверждение этому — тот факт, что он вот уже 4 год не теряет своей актуальности. Помимо Украины он скоро поедет в Англию. Для нас это маркер того, что опера будет еще жить и жить.
Что-то изменилось для Вас и Ваших проектов после того, как IYOV попал в ТОП 10 лучших опер современности?
На западной сцене — да, но в пределах Украины, к сожалению, это ничего не поменяло. Как и то, что ГогольFest попал в ТОП 5 лучших фестивалей Европы, или то, что мы с ДахаБраха открывали главный театр Парижа Châtelet. Звучит абсурдно, но здесь никто об этом по-большому счету не знает.
ДахаБраха на открытии парижского театра Châtelet
Ведь об этом написали десятки украинских медиа.
Да, пресс-службы неплохо сработали. Все в стране коллективно погордились, но никаких действий с реальной поддержкой не было. Впрочем, в Украине всегда все именно так и происходит. Мы хотели сделать дополнительний показ оперы на сцене Национальной оперы, но нам отказали.
Это и было причиной того, что IYOV 8 ноября (билеты здесь) будет показан на такой непривычной, как для оперы, локации — на сцене кинотеатра «Киевская Русь»?
Нет, это далеко не главная причина. Сама история с этим кинотеатром — беспрецедентна, потому что наша главная цель, помимо показа спектакля, — открыть новое пространство для современного искусства в Киеве.
Стоит только обновить пространство, взять серьезную академическую музыку и сделать ее где-нибудь на заводе, так у тебя сразу же возрастет количество шансов на молодую, драйвовую тусовку.
Запустить процесс арт-реабилитации этого здания, иными словами?
Да, и посредством современной музыки. Музыка в Украине нуждается в обновлении, и в обновлении пространства в том числе. Если ты будешь что-то играть в советских академических залах, как киевская филармония например, то на тебя придут традиционный набор из 200 человек — бабушки и парочка студентов консерватории. «Нормальный» украинский среднестатический зритель туда просто не пойдет. Это старые институции, где никаких “живых”, имеющих к современности отношение, процессов уже не может быть. Но стоит только обновить пространство, взять, к примеру, ту же серьезную академическую музыку и сделать ее где-нибудь на заводе, так у тебя сразу же возрастет количество шансов на новую, молодую, драйвовую тусовку. Оперная публика должна постоянно обновляться, нет смысла водить за собой вечную маленькую группу почитателей.
Какой Вы видите свою аудиторию?
В том и дело, что для нас принципиально каждый раз выходить на новое качество и количество аудитории, она не может быть стабильной. Эту же историю с украинской музыкальной аудиторией очень серьезно разрабатывало музыкальное агенство УХО, как и мы на Гогольфесте. Был опыт с Мистецьким Арсеналом, когда около 500 человек целенаправленно приходили слушать очень сложную атональную, музыку. А ведь достаточно было просто радикально изменить место для концерта — сделать это в развалинах Арсенала, залить пространство водой и это сразу сработало. Именно этот принцип важен. Ты должен привести своего зрителя в пространство, где уже не будет нести за три километра традиционным украинским филармоническим бутербродом с салями и подвернутым сыром под дешевый коньяк, а будет новая современная музыка в хорошей визуальной подаче.
Опера IYOV доступна для cамого обычного человека, для нее не обязательно быть искушенным зрителем с кучей Штокхаузенов за плечами.
Можно тогда сказать, что ваши проекты с NOVA OPERA — это чуть ли не первый в Украине прецедент выхода оперы на массового зрителя, за пределы камерной группы почитателей?
Мы даем точку сборки для современных композиторов, которые создают совершенно разную музыку от немассовой авангардной до более популярной, софтовой. Моя работа с Ромой и Ильей как раз о том, чтобы наконец встретится с неакадемической публикой. Ведь почему IYOV получил эту награду? Потому что эта опера доступна для cамого обычного человека, для нее не обязательно быть искушенным зрителем с кучей Штокхаузенов за плечами. Качественные популярные материалы так же важны как и специализированные.
Опера IYOV на сцене
В Украине срабатывает довольно странное разделение на массовое/немассовое с очень подозрительным набором критериев.
Я бы даже сказал, что в Украине разделение массового и немассового арт-продукта очень искусственное и поверхностное. Мол, все, что не Винник и не Полякова — сразу немассовое и чуть ли не андеграундное. Хорошо, но как тогда оценивать тот факт, что вроде бы “немассовая” Даха Браха вполне спокойно собирает полный зал Дворца Спорта, а IYOV в прошлом году имел полный солд-аут в Национальной опере за кратчайшие сроки?
Но IYOV ведь далеко не развлекательная опера, для нее нужны определенные зрительские усилия.
Безусловно, IYOV требует интеллектуального и духовного напряжения от зрителя, который придет это смотреть, но любой думающий человек это поймет.
Как бы Вы сейчас после 4 лет показов могли бы обозначить эту оперу? О чем она сейчас для Вас?
Это путешествие, о котором ты долго будешь помнить. Ведь любой человек переживает потери. Ты можешь сломаться, можешь отказаться от самого понятия жизни, либо ты встаешь на ноги и идешь дальше. IYOV — это напоминание о том, что жизнь — удивительное путешествие, которое стоит того, чтобы его пройти.
Билеты на оперу можно найти по ССЫЛКЕ.
Фото: УП життя, Національна опера України, TEDxIvanoFrankivsk.