На днях в Театре им. Франко состоялась торжественная церемония награждения лауреатов ІІ Всеукраинского фестиваля-премии «ГРА». Международное жюри определило лучшие спектакли 2018 года в шести общих и шести индивидуальных номинациях. Триумфаторами премии стали обе постановки из номинации «Лучший драматический спектакль» – «Плохие дороги» Тамары Труновой и «Кориолан» Дмитрия Богомазова, получившие по три награды.
«ГРА» это не только «игра», но еще и английская аббревиатура от Great Real Art. Премия, которую журналисты резонно окрестили украинским театральным Оскаром, в отличие от настоящего киношного «Оскара», еще совсем молодая – ее вручают только второй год. «ГРА» заняла пустовавшую нишу, на которую не могла претендовать гораздо более известная «Киевская пектораль». Все-таки, «Пектораль» – премия сугубо столичная, а «ГРА» – всеукраинская.
Еще одно очевидное достоинство новой премии состоит в том, что она, как отмечено в названии, не только премия, но и фестиваль. В последнюю неделю ноября в Киеве в его рамках показали все двенадцать спектаклей, вошедших в шорт-лист. Отсюда же, то есть из слов «ноябрь» и «шорт-лист», следуют два недостатка. Во первых, награждать в конце текущего года спектакли предыдущего как-то поздновато. Во-вторых, формировать шорт-лист всего из двух постановок – как-то маловато. Лучше бы награждали весной и расширили короткий список хотя бы до трех пунктов, но в силу специфики премии это, по-видимому, сложно и технически, и финансово.
Дважды лауреат. «Плохие дороги» названы лучшим драматическим спектаклем, а Тамара Трунова (на переднем плане) – лучшим режиссером
Из двенадцати спектаклей короткого списка мне довелось посмотреть семь – шесть драм и один мюзикл. О четырех из них Yabl уже писал, это «Плохие дороги» , «Кориолан», «Фрекен Юлия»
и «Скрипач на крыше». Теперь вкратце о трех, которые я увидел благодаря фестивалю. Два из них созданы в Театре на Печерске – кстати, это единственный театр, дважды представленный в списке номинантов.
Лучший исполнитель мужской роли Дмитрий Рыбалевский, а также Иван Шаран и Остап Ступка в спектакле «Кориолан»
«Мир в ореховой скорлупе» сделан по мотивам книги Стивена Хокинга. Легкая, остроумная, но при этом содержательная и насыщенная постановка Дмитрия Захоженко заводит со зрителями доступный и наглядный разговор о происхождении и развитии Вселенной, о зарождении жизни на Земле, об истории человечества. В этом забавном и обаятельном спектакле нужно отметить симпатичные актерские работы Григория Бакланова, Александра Васина, Артура Зайцева, Екатерины Кистень, и особенно Игоря Рубашкина – его роль тут ключевая. Постановка Захоженко стала лауреатом в номинации «лучший поисково-экспериментальный спектакль».
Виталина Библив и Дмитрий Олейник во «Фрекен Юлии», лучшей постановке камерной сцены
В шорт-лист номинации «лучший спектакль камерной сцены» вошел «Бог резни» по популярной пьесе французского драматурга Ясмины Реза. Постановка Ольги Лариной и Дениса Мартынова рассказывает о встрече двух семейных пар, которые пытаются уладить конфликт, возникший между их семилетними сыновьями. «Бог резни» – злободневная история об эгоизме и предубеждениях, об отсутствии такта и разрушительном стремлении к доминированию, о том, как благие намерения разбиваются о стену этической глухоты и неспособности к компромиссу. Режиссеры удачно адаптировали пьесу Реза к современным киевским реалиям, из-за чего она приобрела еще большую актуальность.
Артур Зайцев, Юлия Першута, Ольга Ларина и Денис Мартынов в спектакле «Бог резни»
Соперником «Мира в ореховой скорлупе» был спектакль Одесского театра кукол «Бабы Бабеля». Постановка по сюжетам бабелевских рассказов «Король», «Отец» и «Иисусов грех» оказалась более экспериментальной, но в то же время и более неоднозначной. Минский режиссер Евгений Корняг оригинально соединил актерскую игру и работу с куклами, использовал немало интересных приемов, завершил спектакль рискованной, но эффектной сценой с распятием. При этом куклы в «Бабах Бабеля» не просто малосимпатичны, но подчеркнуто уродливы, и такое решение выглядит несколько странным. Показательно, что, несмотря на масштабность и амбициозность постановки Одесского кукольного, жюри предпочло спектакль Театра на Печерске.
Постановки из детской и хореографической номинаций я не видел, поэтому о соответствующих решениях экспертного совета и жюри судить не берусь. Что касается остальных спектаклей, то правомерность их присутствия в списках победителей и номинантов сомнений не вызывает. Теперь эти работы отмечены своего рода знаком качества. Прежде всего, это сигнал для любителей театра: иди и смотри.
Лучший драматический спектакль: «Плохие дороги», Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра
Лучший спектакль камерной сцены: «Фрекен Юлия», Киевский академический театр «Золотые ворота»
Лучший спектакль для детей: «Король Дроздобород», Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества
Лучшее музыкальный спектакль в жанре оперы/оперетты/мюзикла: «Скрипач на крыше», Киевский национальный академический театр оперетты
Лучший хореографический/балетный/пластический спектакль: «Правда под маской: «Пульчинелла», «Весна священная», Львовский национальный академический театр оперы и балета им. Софии Крушельницкой
Лучший поисково-экспериментальный спектакль: «Мир в ореховой скорлупе», Киевский академический театр на Печерске
Лучшая режиссерская работа: Тамара Трунова, «Плохие дороги»
Лучшая мужская роль: Дмитрий Рыбалевский за роль Кориолана в спектакле «Кориолан»
Лучшая женская роль: Инна Скорина - Калаба за роль Кристины в спектакле «Фрекен Юлия»
Лучшая сценография: Петр Богомазов, «Кориолан»
Лучшая хореография: Алексей Бузько, «Кориолан»
Лучшее музыкальное решение: Акмал Гурезов, «Плохие дороги»
Фото: Артем Галкин