В целом они получились: а) как обычно бывает, субъективные; б) как иногда бывает, противоречивые; в) как редко бывает, оптимистичные.
1. Театр на Подоле, печально знаменитый двадцатилетний долгострой, пресловутый черный куб, грузовой контейнер, крематорий и МАФ на Андреевском спуске, обожаемый далеко продвинутыми и ненавидимый глубоко консервативными зрителями, наконец-то заработал. В начале октября при участии президента его торжественно открыли, в конце января в нем сыграли первый спектакль – «Девушку с медвежонком» Станислава Жиркова по роману Виктора Домонтовича. Постановка вызвала такую же неоднозначную реакцию, как и здание театра.
2. Дмитрий Богомазов второй раз ушел из родного большого театра (на Левом берегу), только теперь не в маленький («Вільна сцена»), а в еще больший (им. Франко). В качестве главного режиссера главного драматического театра страны он пока не слишком активничает и предпочитает революционным преобразованиям эволюционные. О собственном творчестве Богомазов не забыл: до конца года планирует поставить на франковской сцене шекспировского «Кориолана». Наше интервью с ним, первое со времен перехода - тут.
3. «Киевскую пектораль» в столице вручили в 26-й раз, и тут без Дмитрия Михайловича снова не обошлось. Поставленная им в Театре на Левом берегу «Жизнь впереди» по роману Эмиля Ажара, он же Ромен Гари, была отмечена главным призом – за лучший драматический спектакль, а сам Богомазов получил награду за лучшую режиссуру. Безоговорочным победителем в номинации «лучшая женская роль» стал Лев Сомов, блестяще сыгравший в том же спектакле Мадам Розу.
4. Влад Троицкий в очередной раз объявил о закрытии «ГогольФеста» и в очередной раз передумал его закрывать. Правда, на этот раз убрал фестиваль подальше от столицы в прифронтовой Мариуполь – очевидно, тамошняя публика больше нуждается в актуальном сценическом искусстве, чем пресыщенная киевская. Еще Троицкий тихонько вернул к жизни культовый «Дах» – там снова стали играть спектакли, да еще и регулярно.
5. Дикий театр продолжил свою дикую деятельность. Приблизительно раз в месяц команда Ярославы Кравченко презентует новую остросоциальную постановку, каждую из которых можно называть скандальной. Лучший релиз «дикарей» в уходящем сезоне – спектакль «Кицюня» Максима Голенко по пьесе Мартина Макдонаха «Лейтенант с острова Инишмор», жесткий стеб над праворадикальными движениями, причем вовсе не в Ирландии, а в самой что ни на есть Украине.
6. «Мизантроп» не менее дикое, чем Дикий, но не по годам бойкое детище питерского режиссера Ильи Мощицкого и киевского композитора Дмитрия Саратского, ведет себя принципиально иначе. Оно предпочитает брутальному скоморошеству столь же брутальный эстетизм, постоянно экспериментирует с формой, делает ставку на пластическое искусство и пугает ханжей демонстрацией не только женской, но и мужской наготы. Ключевой премьерой конца сезона стала эсхиловская «Орестея», совместная постановка «Мизантропа» и того же Театра на Подоле, разделившая столичную публику на тонких ценителей и ошарашенных обывателей.
7. Независимые театры, как следует из предыдущих трех абзацев, продолжают отвоевывать аудиторию у государственных. Чтобы облегчить себе борьбу за место под солнцем, в конце января их представители образовали Гильдию независимых театров, главой которой избрали упомянутую выше Ярославу Кравченко. Пока успехи Гильдии не слишком заметны, но не будем торопиться с выводами.
В любом случае, столичный театральный процесс перестал выглядеть унылым и безнадежным. В кои-то веки он внушает оптимизм и разжигает любопытство. Посмотрим, что будет дальше – через два месяца в новом сезоне Yabl обязательно этим займется.